Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 октября 2013 г. по делу N 33А-1359
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Егоршиной Е.С.,
с участием представителя заявителя Дарченко Е.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Ренгевича А.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 мая 2013 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиационной техники (г. Люберцы) (далее - Центр) 4 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации (далее - 4 ЦНИИ МО РФ) подполковника запаса Филатова ФИО12 об оспаривании решения начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения (далее - ФГКУ) "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО МО РФ) об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Неустроева В.С., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Филатов в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и начальника Центра 4 ЦНИИ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ того же года N, соответственно, уволен с военной службы и исключен из списков личного состава Центра на основании подп. "а", п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями.
21 марта 2013 г. начальник 1-го отдела ФГКУ ЗРУЖО МО РФ принял решение N об отказе в предоставлении Филатову распределенного ему жилого помещения общей площадью 51,2 кв.м. на состав семьи из "данные изъяты" в "адрес" и о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, по основаниям, предусмотренным ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Полагая свои права нарушенными, Филатов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанные решения должностного лица незаконными и обязать названное должностное лицо заключить с ним договор социального найма распределенного ему жилого помещения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции незаконным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив требования в полном объеме.
По утверждению представителя, суд оставил без внимания, что Филатов и члены его семьи были зарегистрированы в квартире, нанимателем которой является брат заявителя, в то время как в силу ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1 и в соответствии с положениями п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 2 июля 2009 г. N 14, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Автор жалобы считает, что, принимая во внимание размеры долей в находившихся у его доверителя на праве собственности квартире и жилом доме, на момент принятия Филатова на учет нуждающихся в получении жилья, он и члены его семьи были обеспечены 29,7 кв.м. общей площади жилых помещений, в связи с чем на каждого члена семьи заявителя приходилось менее учетной нормы общей площади жилья.
Не оспаривая обстоятельства отчуждения вышеуказанных долей в жилых помещениях, представитель Филатова, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, утверждает, что суд необоснованно руководствовался положениями ст. 53 ЖК РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что такое отчуждение было совершено с намерением ухудшить жилищные условия.
Кроме того, по мнению представителя заявителя, применение положений ст. 53 ЖК РФ исключается в связи с тем, что эти сделки были совершены после принятия Филатова на жилищный учет, следовательно, без намерения ухудшить свои жилищные условия в целях приобретения права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
В жалобе обращается внимание на размер распределенного Филатову жилого помещения, что, по утверждению в жалобе, свидетельствует об учете жилищным органом в соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ совершенных заявителем гражданско-правовых сделок.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений по месту их военной службы, а при увольнении с военной службы по избранному месту жительства в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с этим же пунктом ст. 15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Филатов проходил военную службу с 1 августа 1988 г., а по контракту с 23 апреля 1993 г. по 17 октября 2011 г. и был уволен с нее на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилья.
При этом из исследованных в судебном заседании доказательств усматривается, что Филатов желал быть обеспеченным жилым помещением по "данные изъяты" и согласился на получение жилья в "адрес".
Таким образом, Филатов являлся военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту до 1 января 1998 г. и может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем по смыслу ст. 15 Закона реализация права военнослужащего на обеспечение жилым помещением находится в зависимости от признания его нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, применительно к настоящему делу признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии с решением Совета депутатов "адрес" "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения в "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N N, в "адрес" - последнем перед увольнением месте военной службы Филатова и месте его жительства, учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Согласно постановлению городского округа "адрес" "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N N в "адрес" - населенном пункте, в котором Филатову распределено жилое помещение, учетная норма установлена в размере 8 квадратных метров общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N5242-1, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, регистрация гражданина по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Действительно в соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 2 июля 2009 г. N 14, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Как установлено в судебном заседании Филатов с 1993 года, его супруга - с 1995 года, дочь - с 1999 года, сын - с 2006 года были вселены в качестве членов семьи нанимателя, и до настоящего момента проживают и зарегистрированы, а, следовательно, сохраняют право пользования квартирой, общей площадью 54 кв.м., расположенной в "адрес", нанимателем которой является брат заявителя - ФИО8 Кроме указанных лиц в этом жилом помещении со 2 июня 2009 года проживает дочь нанимателя, то есть на каждого члена семьи нанимателя в этом жилье на момент принятия заявителя 23 июня 2009 г. на жилищный учет приходилось по 9 кв.м. общей площади.
Последнее обстоятельство, как видно из исследованных судом доказательств, в том числе объяснений представителя заявителя, и явилось основанием для принятия Филатов и членов его семьи на жилищный на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Таким образом, утверждение в апелляционной жалобе о том, что факт регистрации Филатова в жилом помещении, нанимателем которого является его брат, не свидетельствует о его вселении в качестве члена семьи нанимателя, а, следовательно, и не порождает правовых последствий для заявителя и членов его семьи, является несостоятельным.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что на момент принятия решения о постановке Филатова и членов его семьи на жилищный учет в собственности заявителя находилось: ? доля в квартире, расположенной в "адрес", общей площадью 42,8 кв.м., а также 1/3 доли жилого дома, расположенного в "адрес", общей площадью жилых помещений, как указано в договоре дарения, 21,6 кв.м.
Учитывая право пользования жилым помещением, в которое Филатов и члены его семьи были вселены и зарегистрированы, утверждение стороны заявителя о том, что общая площадь жилых помещений, из которой надлежало определять уровень его обеспеченности жильем, представляет собой лишь то жилье, которое находилось в его собственности, противоречит фактическим обстоятельствам дела и является надуманным.
Из изложенного следует, что на момент принятия Филатова на учет нуждающихся в получении жилых помещений, на каждого члена семьи заявителя приходилось общей площади жилья выше учетной нормы, что не позволяло принять Филатова и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 этого же Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Следовательно, оспоренное заявителем решение начальника 1-го отдела ФГКУ ЗРУЖО МО РФ об отказе в предоставлении Филатову распределенного ему жилого помещения в "адрес" и о снятии Филатова и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным.
Утверждение в апелляционной жалобе о необоснованном применении судом положений ст. 53 ЖК РФ является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ и п. 6 Правил военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Как установлено судом первой инстанции, 5 августа 2009 г. и 12 ноября 2010 г. Филатов совершил сделки по отчуждению принадлежавших ему на праве собственности долей, соответственно, в квартире и жилом доме.
Отсутствие решения жилищной комиссии о снятии к этому моменту Филатова и членов его семьи с жилищного учета правового значения не имеет, поскольку в связи с вышеизложенными обстоятельствами они не могли приобрести право состоять на жилищном учете в силу закона.
Принимая во внимание, что по вышеуказанным основаниям Филатов в 2009 году не мог приобрести право состоять на учете нуждающихся в получении жилья, в соответствии с требованиями ст. 51, 52, 53 и ч. 7 и 8 ст. 57 ЖК РФ при принятии решений о постановке его на жилищный учет и о предоставлении жилого помещения, учету подлежат не только жилищные условия Филатова и членов его семьи, но и действия, совершенные заявителем с жилыми помещениями, принадлежащими ему на праве собственности.
Совершенные Филатовым гражданско-правовые сделки с принадлежавшим ему жильем привели к тому, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи заявителя на момент постановки его на жилищный учет стала ниже учетной нормы. Следовательно, эти действия были совершены с намерением приобретения права состоять на жилищном учете, то есть подпадают под действие ст. 53 ЖК РФ, на что суд правильно указал в решении.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе этот вывод не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О.
Таким образом, следует прийти к выводу о том, что, как на момент принятия решения о постановке Филатова на учет нуждающихся в получении жилых помещений, так и на настоящий момент оснований для принятия такого решения, а, следовательно, и для предоставления ему жилья не имеется, в связи с чем оспоренные решения начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, не нарушали законных прав и интересов заявителя.
При таких данных решение суда первой инстанции по данному делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 6 мая 2013 г. по заявлению Филатова ФИО13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.