Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 октября 2013 г. по делу N 33А-1307
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Линкина А.И.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Топорикове Л.М.,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 15 июля 2013 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части "данные изъяты" прапорщика запаса Почеревина ФИО8 об оспаривании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Неустроева В.С., заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как усматривается из решения суда и материалов дела, Почеревин в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а в соответствии с приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N - исключен из списков личного состава войсковой части N с 13 мая 2013 г. Территориальное отделение в "адрес" - "адрес" государственного казенного учреждения (далее - ФГКУ) "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО МО РФ) 23 мая 2013 г. уведомило Почеревина о том, что он принят на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма с 14 февраля 2013 г.
Полагая свои права нарушенными, поскольку он был уволен с военной службы без предоставления ему жилья, Почеревин обратился в суд с заявлением, в котором просил суд обязать Министра обороны Российской Федерации отменить приказ в части касающейся исключения его из списков личного состава воинской части, восстановив его в этих списках, а также взыскать в его пользу понесенные им судебные расходы в размере 200 руб.
Гарнизонный военный суд отказал Почеревину в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с принятым судом решением в связи с нарушением норм материального права, просит его отменить, вынести новое решение, удовлетворив его заявление в полном объеме.
В обоснование этого со ссылкой на положения ст. 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", судебную практику утверждает, что он достиг 10 лет общей продолжительности военной службы 3 декабря 2012 г., в связи с чем он, как не выразивший своего явного желания уволиться с военной службы без жилья, не мог быть уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В судебном заседании установлено, что Почеревин в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 35 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Тамбовского гарнизонного военного суда от 24 мая 2013 г. Почеревину отказано в удовлетворении заявления об оспаривании вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации.
При этом, как видно из приведенного решения, судом было установлено, что Почеревин был зачислен в распоряжение командира войсковой части N в марте 2011 г. в связи с сокращением воинской должности, которую он занимал. В ходе беседы перед увольнением Почеревин, общая продолжительность военной службы которого на тот момент составляла 9 лет 10 месяцев, выразил свое согласие с увольнением и никаких просьб не заявил.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений по месту их военной службы, а при увольнении с военной службы по избранному месту жительства в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 названного Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности или заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. При этом они и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются такими жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
Поскольку Почеревин проходит военную службу с декабря 2002 года, он относится к военнослужащим, обеспечиваемым на весь период военной службы служебным жильем, и ему может быть предоставлено жилое помещение по избранному месту жительства только при увольнении с военной службы.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение) военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого же Федерального закона.
Следовательно, в силу ст. 15 и 23 названного Закона реализация права на обеспечение жилым помещением находится в зависимости от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится органом, осуществляющий принятие на учет, на основании заявлений данных граждан. При этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из изложенного следует, что реализация права на обеспечение жильем носит заявительный характер.
Из исследованных в судебном заседании судов первой и апелляционной инстанций доказательств усматривается, что Почеревин с 2002 года зарегистрирован и проживает по месту жительства в домовладении, принадлежащем на праве собственности ФИО1, расположенном в "адрес". Согласно сообщению начальника территориального отделения в "адрес" - "адрес" государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Почеревин принят на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма с 14 февраля 2013 г.
Как следует из материалов дела Почеревин в период прохождения военной службы по вопросу обеспечения его жилым помещением не обращался, в связи с чем оснований для предоставления ему жилья до увольнения с нее не имелось. Поскольку Почеревин избрал местом своего жительства "адрес", он мог быть в силу приведенных положений абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона обеспечен жилым помещением в указанном месте только при увольнении с военной службы и после принятия решения о постановке его на жилищный учет.
Таким образом, как на момент представления заявителя к увольнению с военной службы, так и на момент достижения им 10 лет общей продолжительности военной службы и издания приказа о его увольнении по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Почеревин нуждающимся в обеспечении жильем признан не был, в связи с чем на него не распространяются положения п. 1 ст. 23 Закона и п. 17 ст. 34 Положения, не допускающие увольнение с военной службы лишь тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Принятие Почеревина на жилищный учет до издания приказа об исключении его из списков личного состава воинской части не может являться основанием для признания приказа об исключении его из списков личного состава воинской части, поскольку п. 16 ст. 34 Положения устанавливает запрет на исключение военнослужащих из списков до проведения с ними всех необходимых расчетов по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению, а не до обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу п. 13 ст. 15 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание приведенные правовые нормы, а также учитывая принятие Почеревина на учет нуждающихся в получении жилых помещений после издания приказа об увольнении и до исключения его из списков личного состава воинской части, следует признать, что права Почеревина при увольнении с военной службы нарушены не были, в связи с чем оснований для отмены либо изменения вынесенного по настоящему делу судебного решения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 15 июля 2013 г. по заявлению Почеревина ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.