Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 октября 2013 г. по делу N 33А-1290
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Лаврентьева В.В.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Потанине Н.А.,
с участием представителя заявителя Воронкова А.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2013 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Главного командования Военно-морского флота полковника запаса Симбердеева ФИО8 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Неустроева В.С., объяснение представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Симбердеев на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. В соответствии с решением жилищной комиссии медицинской службы Военно-Морского Флота от 19 марта 2007 г. ФИО1 был принят на жилищный учет. На основании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 27 марта 2013 года N Симбердееву отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Полагая, что этим решением нарушены его права, Симбердеев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать это решение незаконным.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе Симбердеев, считая решение суда первой инстанции незаконным, вследствие недоказанности выводов суда, которые к тому же не соответствуют имеющим значение обстоятельствам дела, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в том числе в связи с тем, что суд вышел за пределы заявленных требований, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51, 52 ЖК РФ, ст. 195 ГПК РФ и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2013 г. N 23, утверждает, что суд ошибочно истолковал и не применил к рассматриваемым правоотношениям вышеуказанные нормы материального права.
Заявитель считает, что он на законных основаниях был в 2007 году поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, а его регистрация в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности его матери, не свидетельствует о том, что он проживал в этом жилье. Подтверждением обоснованности данного вывода являются представленные им договоры найма других фактически занимаемых им жилых помещений.
По мнению автора жалобы, должностным лицом, чьи действия оспариваются, не представлено каких-либо доказательств обоснованности вынесенного решения, в том числе о том, что он вселился в принадлежащую его матери квартиру с целью проживания в ней и там находятся его вещи.
Заявитель считает, что суд первой инстанции незаконно отверг решение жилищной комиссии от 15 марта 2007 г., которым он был принят на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее Закона) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Симбердеев проходил военную службу по контракту с 1994 по 2009 год, уволен в запас по состоянию здоровья, общая продолжительность его военной службы составляет более 28 лет, то есть он являлся военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту до 1 января 1998 г. и может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем по смыслу данной нормы закона реализация этого права находится в зависимости от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, применительно к настоящему делу, признаются граждане, являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N5242-1, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, регистрация гражданина по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как установлено в судебном заседании, Симбердеев с 1991 года был вселен в качестве члена семьи собственника и зарегистрирован в квартире, общей площадью 32,9 кв.м., принадлежавшей его матери, в которой проживал до вселения 10 июня 2011 г. в другую квартиру, принадлежащую тому же лицу, общей площадью 102,5 кв.м., где проживает до настоящего времени.
При этом согласно материалам дела Симбердеев с момента принятия его на жилищный учет жилищной комиссией медицинской службы ВМФ в марте 2007 года был вселен, а, следовательно, имел право пользования вышеуказанной квартирой, то есть на каждого члена семьи в этом жилье приходилось по 16,45 кв.м. общей площади.
Согласно материалам дела в состав семьи Симбердеева входят его супруга и сын.
Жилищные условия Симбердеева на момент принятия оспариваемого решения предоставляют Симбердееву и его матери - лиц вселенных в квартиру по адресу: "адрес", право пользования 51,25 кв.м. этого жилого помещения.
Каких-либо соглашений, свидетельствующих о вселении Симбердеева не в качестве члена семьи собственника, либо на основаниях, ограничивающих Симбердеева в пользовании этими жилыми помещениями, им с собственником жилья не заключалось. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и представитель заявителя (л.д. 57).
Учитывая приведенные положения закона, а также фактические обстоятельства настоящего дела, в частности степень родства с собственником, следует признать, что после вселения Симбердеева в указанные жилые помещения, собственником которых являлась его мать, за ним и в настоящее время сохраняется право пользования этим жильем, как за членом семьи собственника.
При таких установленных судом данных фактическое проживание в этих жилых помещениях Симбердеева правового значения для дела не имеет.
Из изложенного следует, что жилые помещения, в которые Симбердеев был вселен на предусмотренных жилищным законодательством основаниях предоставляет ему право пользования этим жильем на законных основаниях, в связи с чем эти жилые помещения должны были учитываться при решении вопроса постановки его на жилищный учет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 этого же Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Как указано выше в силу ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В силу ст. 9 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. N 29 учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Симбердеев, являясь членом семьи собственника жилого помещения, на момент принятия его на жилищный учет - общей площадью 32,9 кв.м., а на момент принятия оспариваемого решения - 102,5 кв.м. обеспечен жильем выше учетной нормы, а поэтому заявитель не мог быть принят и в настоящее время, в том числе с учетом состава его семьи, состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
При таких данных решение суда первой инстанции по данному делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2013 г. по заявлению Симбердеева ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
В.С. Неустроев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.