Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 26 сентября 2013 г. по делу N 33А-1274
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя и представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 20 июля 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика ФИО1 об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части N от 12 апреля 2013 года об отказе заявителю в предоставлении на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 6891, в обоснование доводов апелляционной жалобы и заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту войсковой части N, дислоцированной в г. Котовске Тамбовской области.
С 9 марта 2008 года у него возникло основание для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В 2010 году он был признан участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и ему было вручено уведомление о включении в соответствующей реестр.
29 марта 2013 года он обратился с рапортом к командованию войсковой части N, в котором просил представить на него сведения в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 12 апреля 2013 года (протокол N 6) ему было отказано в удовлетворении рапорта от 29 марта 2013 года, а также было принято решение о направлении в вышестоящий штаб сведений на исключение его из числа участников системы, в связи с ошибочным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, считая, что оспариваемым решением нарушено его право на обеспечение жильем, просил суд признать незаконным решение командира и жилищной комиссии войсковой части N от 12 апреля 2013 года и обязать жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть его рапорт о предоставлении на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил.
Суд признал незаконным решение командира и жилищной комиссии войсковой части N от 12 апреля 2013 года об отказе в предоставлении на ФИО1 сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения и обязал жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть рапорт ФИО1 о предоставлении на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения, с учетом обстоятельств, изложенных в решении суда.
В апелляционной жалобе представитель командира и жилищной комиссии войсковой части N просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов жалобы ее автор указывает, что гарнизонный военный суд незаконно удовлетворил требования заявителя, поскольку он не относится к категории военнослужащих определенных пп. 3 и 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.о
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закона) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: - формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; - предоставления целевого жилищного займа.
Пунктами 2 и 5 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 28 декабря 2005 года N 1059 (далее -Инструкция), установлено, что участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВДРФ являются военнослужащие внутренних войск МВД России - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр, который ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях.
Из пункта 7 Инструкции усматривается, что реестр содержит сведения об участниках, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи. Включение военнослужащего в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производятся путем внесения соответствующей записи в реестр. Внесение в реестр записей о включении военнослужащих в реестр или исключении военнослужащих из реестра подтверждается соответствующими письменными уведомлениями по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.
Согласно пунктам 10, 13-16 и 27-31 Инструкции следует, включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и исключения из такого реестра, осуществляется регистрирующим органом на основании сводного списка, предоставленного органом военного управления, а сводный список в свою очередь предоставляется на основании предоставленного командиром воинской частью списка военнослужащих воинской части для включения (исключения) их из реестра.
Как видно из материалов дела, на основании списка для включения военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, подписанного командиром войсковой части N 15 марта 2010 года, ФИО1 регистрирующим органом был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, что также подтверждается имеющимся в деле соответствующим уведомлением о таком включении.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 14 Закона, каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;
2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Из пункта 2 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2008 года N 370 (далее - Правила) усматривается, что право на заключение с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы (далее - уполномоченный орган), договора целевого жилищного займа имеет каждый участник не менее чем через 3 года его участия в накопительно-ипотечной системе.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил, участник, изъявивший желание получить целевой жилищный заем, представляет заявление о предоставлении целевого жилищного займа в федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, который представляет в уполномоченный орган сведения об участниках, изъявивших желание получить целевой жилищный заем.
Как правильно установлено гарнизонным военным судом, ФИО1, как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, через три года его участия в накопительно-ипотечной системе, на законных основаниях был подан рапорт о предоставлении на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения.
Ни в Законе, ни в Инструкции, ни в Правилах не содержится указаний на право командира и жилищной комиссии войсковой части отказать в удовлетворении рапорта военнослужащего, внесенного в реестр, о предоставлении на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения, по причине ошибочного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы и как правильно указал суд первой инстанции, такое право принадлежит уполномоченному федеральному органу.
В связи с этим, судебная коллегия считает правильным вывод гарнизонного военного суда, что жилищная комиссия и командир войсковой части N, при поступлении рапорта ФИО1 о предоставлении на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения, обязаны были направить его в уполномоченный федеральный орган для принятия решения по существу рапорта, и не имели законных полномочий по отказу в удовлетворении такого рапорта ФИО1.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что перед включением ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, командиром войсковой части N было утверждено решение (протокол заседания N 3) жилищно-бытовой комиссии от 15 марта 2010 года о направлении в вышестоящее командование ходатайства о включении прапорщика ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД РФ, которое отменено не было, и, более того, после соответствующих проверок органом военного управления, было удовлетворено и ФИО1 регистрирующим органом был включен в соответствующий реестр.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку ФИО1 является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД РФ более трех лет и у жилищной комиссии войсковой части N отсутствовали законные полномочия по отказу в удовлетворении его рапорта о предоставление на него сведений в уполномоченный федеральный орган для получения целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения, судебная коллегия считает, что гарнизонный военный суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда В.В. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.