Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 сентября 2013 г. по делу N 33А-1206
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Уланова А.Е.,
судей: Неустроева В.С. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 21 июня 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (территориальное отделение в Тамбовской области - г. Тамбов) (далее - территориальное отделение) от 7 мая 2013 года N 68-26/07 о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя, в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части N. Состав его семьи составляет - 5 человек.
В 1997 году ему на имеющийся у него в то время состав семьи, состоящий из трех человек, была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью - 40.9 кв.м., жилой площадью - 23.1 кв.м. по адресу: "адрес", "адрес".
В 1998 году, в связи с увеличением состава семьи, в целях улучшения имеющихся у него жилищных условий предоставленная заявителю и членам его семьи квартира была приватизирована его супругой на себя и детей, а затем продана. На вырученные от продажи квартиры деньги с добавлением личных денежных средств, супруга ФИО1, на себя и двоих детей, приобрела жилое помещение общей площадью - 60,6 кв.м. по адресу: "адрес".
В 2005 году в связи с увеличением состава семьи (рождением третьего ребенка) жилищной комиссией Тамбовского высшего военного авиационного училища радиоэлектроники (далее - Училище), а затем и жилищной комиссией войсковой части N заявитель, составом семьи 5 человек был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет.
Решением заместителя начальника территориального отделения от 7 мая 2013 года N 68-26/07 он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для принятия такого решения явилось то, что заявитель в 1997 году был обеспечен от военного ведомства жильем, однако совершил действия, в результате которых лишился возможности сдать указанное жилье, а с учетом обеспечения военнослужащего жильем от военного ведомства один раз, он не имеет права состоять в списках лиц нуждающихся в получении жилья.
Полагая, что указанным решением нарушено его право на обеспечение жильем, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил суд:
- признать решение заместителя начальника территориального отделения от 7 мая 2013 года N 68-26/07 незаконным, нарушающим его конституционное право на жилище;
- обязать заместителя начальника территориального отделения восстановить его в Едином реестре учета военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении;
- взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере "данные изъяты" рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор, излагая обстоятельства дела, указывает, что суд в основу своего решения, положил ошибочный вывод о том, что он не имеет возможности сдать ранее предоставленное жилое помещение, поскольку вопрос о сдаче занимаемого членами его семьи жилья должен решаться в процессе предоставления конкретного жилого помещения, а потому основанием для снятия с учета согласно ст. 56 ЖК РФ не является.
Считает, что суд не принял во внимание, что безвозмездное отчуждение жилого помещения предусматривается постановлением Правительства N153 от 21 марта 2006 года, т.е. сама процедура передачи жилья находящегося в собственности у военнослужащих Министерству обороны существует.
Полагает, что суд необоснованно сделал вывод о невозможности предоставления ему, в соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ жилого помещения избранном им постоянном месте жительства дополнительно к имеющейся площади жилого помещения в г. Тамбове, сославшись вновь на необходимость сдачи занимаемого или ранее предоставленного жилья, т.к. такое жилье должно предоставляться на весь состав семьи.
Обращает внимание, что суд первой инстанции признав, что он и члены его семьи нуждаются в улучшении жилищных условий, в своем решении неверно указал, что заявитель может быть признан нуждающимся в жилом помещении при наличии к тому достаточных оснований по месту прохождения военной службы в г. Тамбове, либо по избранному месту жительства в случае изъявления им желания на получение жилья с использованием государственного жилищного сертификата.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что гарнизонным военным судом не было предложено ему представить конкретные доказательства, подтверждающие его намерение сдать жилое помещение, принадлежащее членам его семьи.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 того же закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших жилое помещение от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, поставлена под условие обязательной сдачи военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, ранее предоставленного по предыдущему месту военной службы.
Из анализа, вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела следует, что заявитель в период прохождения военной службы в 1997 года на состав семьи 3 человека Министерством обороны Российской Федерации был обеспечен двухкомнатной квартирой, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", которая в дальнейшем была приватизирована его супругой и детьми и продана, а на вырученные средства было приобретено жилое помещение общей площадью 60,6 кв.м., расположенное по адресу: "адрес", собственником которого является супруга заявителя и двое детей.
Таким образом, поскольку ФИО1 ранее был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, поскольку у него в собственности не имеется каких-либо жилых помещений, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а равно состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства.
На основании вышеизложенного и, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1.
Утверждения заявителя в апелляционной жалобе и в судебном заседании о готовности и наличии возможности сдать предоставленное ему ранее жилое помещение являются голословными и не подкреплены какими-либо доказательствами.
По вышеприведенным основаниям доводы автора жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются несостоятельными.
Иные доводы жалобы не свидетельствует о незаконности обжалованного судебного постановления, поскольку не предполагают права заявителя на повторное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 21 июня 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.