Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 29 августа 2013 г. по делу N 33А-1120
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Линкина А.И.,
судей: Неустроева В.С. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Саакян А.А., с участием заявителя и его представителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника отделения (заселения) по "адрес" - "адрес" ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отделения) на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 11 июня 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N капитана ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения, связанных со снятием его с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя и его представителя, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 с 12 августа 1997 года проходил военную службу в войсковой части N в качестве офицера по призыву и 26 июля 1999 года был с нее уволен.
19 января 2001 года заявитель вновь поступил на военную службу и проходит ее по контракту в войсковой части N- N по настоящее время.
Решением начальника отделения от 29 апреля 2013 года N62-26/64 он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, оспаривая упомянутое решение, просил обязать начальника отделения его отменить, а также просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
Суд первой инстанции заявление ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал решение начальника отделения от 29 апреля 2013 года N62-26/64, незаконным и обязал указанное должностное лицо его отменить, и принять новое решение.
Также судом взысканы с отделения в пользу заявителя судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требований заявителя об обращении решения к немедленному исполнению, суд отказал.
В апелляционной жалобе начальник отделения, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указывает, что первый контракт с Министерством обороны РФ заключен заявителем после 1998 года, в связи с чем, он не имеет права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя в части признания незаконным и отмене решения начальника отделения исходил из того, что заявителем первый контракт был заключен в 1997 году, а призвавшись на военную службу в 2001 году, им был заключен не первый а новый контракт о прохождении военной службы, что дает ему право быть обеспеченным жильем по договору социального найма.
Однако, данный вывод гарнизонного военного суда является необоснованным, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Улучшение жилищных условий военнослужащих, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Согласно абз. 2, 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учётом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, заключившим его после 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь период военной службы гарантируется предоставление служебных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, поступил на военную службу по контракту в январе 2001 года.
Что касается контракта, заключённого заявителем, по его утверждению, в 1997 году, то он утратил своё действие в связи с увольнением последнего с военной службы в 1999 году.
При таких данных, вопреки выводам, выраженным в решении суда первой инстанции, положения абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на ФИО1 не распространяются, и он в настоящее время не вправе претендовать на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку на весь период военной службы подлежит обеспечению служебным жилым помещением.
Таким образом, заявитель, обеспечиваемый на весь период военной службы служебным жилым помещением, лишь при увольнении с нее вправе рассчитывать на реализацию своего права на жилое помещение по договору социального найма.
При изложенных выше обстоятельствах заявитель не имел оснований для признания нуждающимся в жилом помещении, и принятия на соответствующий учет.
Поэтому, обжалуемое судебное решение не может быть признано законным и подлежит отмене, в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 2, абз. 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рязанского гарнизонного военного суда от 11 июня 2013 года по заявлению ФИО1 в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, отменить, и принять новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда Лаврентьев В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.