Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина И.Е. Горлова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Е. Горлов просит признать противоречащим Конституции Российской Федерации положение Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 23-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", которым был изменен размер суммы, разрешенной для ежемесячного расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости осужденными, отбывающими наказание в исправительных колониях особого режима в строгих условиях, с 70 процентов одного минимального размера оплаты труда на семьсот рублей. Кроме того, И.Е. Горлов оспаривает конституционность части второй статьи 88 УИК Российской Федерации в той мере, в какой она разрешает осужденным тратить без ограничения лишь средства, заработанные в период отбывания наказания, не учитывая при этом фактическую обеспеченность осужденного работой, и предлагает обязать федерального законодателя внести изменения в эту статью. По мнению заявителя, в результате применения оспариваемых норм в его деле были нарушены его права, гарантированные статьями 18, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.Е. Горловым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 апреля 2009 года N 362-О-О, само по себе установление законодателем в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации определенного предела расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости не может быть признано необоснованным ограничением, поскольку обусловлено режимом и условиями содержания лиц, осужденных к лишению свободы, и касается лишь дополнительных средств, получаемых из иных, помимо заработной платы, пенсий и социальных пособий, источников. Степень же соразмерности таких ограничений зависит от реальной возможности обеспечивать в их пределах законные материальные потребности осужденных с учетом целей уголовного наказания и исходя из существующего уровня жизни населения.
Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П и получившей подтверждение и развитие в других его решениях (постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П, определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.), сам по себе выбор, как и изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя, а потому отказ от использования минимального размера оплаты труда в качестве критерия при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями, не может рассматриваться как противоречащий Конституции Российской Федерации; придание же этому институту более широких функций не согласуется с его конституционно-правовой природой.
Этот вывод в равной мере относится и к регламентации законодателем предельного размера денежных средств, которые могут расходоваться осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Что касается части второй статьи 88 УИК Российской Федерации, то данная норма закрепляет права осужденных и не может рассматриваться в качестве их ограничения. Оспаривая конституционность данной нормы, фактически заявитель ходатайствует о внесении дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство, что к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Кроме того, применение или возможность применения в деле заявителя оспариваемых им положений, вопреки требованию статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не подтверждены копией официального документа.
Таким образом, данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Игоря Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 76-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав положением Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" и частью второй статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был