Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Аятское" на нарушение конституционных прав и свобод частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, возлагающие обязанность по переоформлению договоров аренды и безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенными до вступления в силу нового ЛК РФ (действует с 2007 г.)

По мнению заявления, эти положения фактически обязывают с/х организации (заключившие ранее договоры безвозмездного пользования для обеспечения потребностей в древесине) заключить новые договоры уже на возмездной основе, т. е. договоры аренды. Нормы допускают односторонний отказ государства от ранее принятых на себя гражданско-правовых обязательств.

КС РФ не согласился с этим доводами и дал следующие разъяснения.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов, что, в частности, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда. Эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде. Издержки на мероприятия государства по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хоздеятельности.

Поэтому в качестве одного из основных принципов лесного законодательства закреплен принцип платности использования лесов. Такое универсальное требование обращено ко всем субъектам лесопользования - гражданам и юрлицам. Исключения могут быть предусмотрены законодателем не иначе как при соблюдении требований правовой определенности, экономической обоснованности, соблюдения баланса частных и публичных интересов.

При этом законодатель вправе вводить льготный порядок пользования лесными ресурсами. Установление таких льгот (их отмена) - исключительная прерогатива законодателя.

В новом ЛК РФ, введенном в действие с 1 января 2007 г. (взамен ЛК РФ от 1997 г.), подход к установлению условий лесопользования с/х организациями изменился. Законодатель отказался от применения льготных условий лесопользования как одной из форм их поддержки. Вместе с тем для таких организаций были установлены иные механизмы господдержки.


Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Аятское" на нарушение конституционных прав и свобод частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"




Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 4