Правовое управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в порядке, предусмотренном пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, в соответствии с письмом Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 03-13-09/4-115 рассмотрело письмо ЗАО "Актион-Медиа" Редакция журнала "Главбух" от 26 октября 2009 г. N 83/09 (далее - Обращение) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий, при этом частью 4 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено административное наказание за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на: производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; розничную продажа# алкогольной продукции.
Вместе с тем, при рассмотрении ситуации, описанной в Обращении необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров выставляются соответствующие счета-фактуры, при этом согласно пункту 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 в книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при возврате принятых на учет товаров. В то же время пунктом 1 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету.
Таким образом, в рамках налоговых правоотношений к возврату товара полученного по договору поставки применяются правила, предусмотренные для договора поставки.
Однако согласно положениям статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вместе с тем, правоотношения, возникающие между поставщиком и организацией, осуществляющей ее розничную продажу, в связи с договором поставки алкогольной продукции, регулируются нормами гражданского законодательства и Федерального закона N 171-ФЗ.
При этом норма части 4 статьи 14.16 КоАП РФ в части, касающейся административной ответственности за осуществление поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В этой связи возврат товара полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар.
Так, например, в соответствии с общими положениями о последствиях недействительности сделки, установленными пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Из этого следует, что возврат алкогольной продукции, полученной по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в соответствии со взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 11, пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ и части 4 статьи 14.16 КоАП РФ не может квалифицироваться как поставка алкогольной продукции без соответствующей лицензии и не влечет применения соответствующего административного наказания.
Начальник |
Д.Л. Комягин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За поставку алкогольной продукции без лицензии предусмотрена административная ответственность. Норма КоАП РФ, которая ее устанавливает, может применяться только в случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с ГК РФ.
Если полученная алкогольная продукция возвращается по основаниям, предусмотренным законом или договором, это не может квалифицироваться как ее поставка без лицензии. В данном случае административная ответственность не наступает.
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 8 декабря 2009 г. N 03/2-2331-ДК "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был