Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/269
Вопрос: 1. Статьей 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, принимать меры по защите жизни, здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
В силу требований данного Закона нефтеперерабатывающие предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны организовать на своей территории здравпункты для оказания своим работникам первой неотложной доврачебной помощи.
Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 07.10.2005 г. N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) могут функционировать исключительно как структурные подразделения учреждений здравоохранения или организаций.
На сегодняшний день здравпункт, организованный на территории ОАО, является структурным подразделением МУ Городской клинической больницы.
При этом данное структурное подразделение муниципального лечебного учреждения, не имея своей материальной базы, размещается в помещении, предоставленном нефтеперерабатывающим предприятием, и использует при осуществлении своей деятельности медицинский инвентарь и медикаменты, также предоставляемые нефтеперерабатывающим предприятием.
Кроме того, ОАО несет затраты, связанные с оплатой услуг автотранспортного предприятия по управлению и технической эксплуатации специальных автомобилей "Скорая помощь".
Буквальное толкование нормы пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ не позволяет сделать однозначный вывод о возможности отнесения нефтеперерабатывающим предприятием на расходы для целей налогообложения затрат, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, находящегося на его территории, но не являющегося его структурным подразделением, а также медикаментов, приобретаемых для этого здравпункта.
Просим предоставить разъяснение о правомерности отнесения на расходы для целей налогообложения затрат на содержание здравпункта, не являющегося структурным подразделением налогоплательщика, а также затрат, связанных с оплатой услуг автотранспортного предприятия по управлению и технической эксплуатации автомобилей "Скорая помощь".
2. С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 24 ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно этим изменениям, работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями Федеральной пожарной службы (далее по тексту - договорное подразделение ФПС), должны осуществляться на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством РФ.
Данный порядок установлен в Правилах выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства от 24.12.2008 г. N 989, и предусматривает, что договоры на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности должны заключаться организациями с территориальными органами МЧС России.
Никаких иных условий по заключению указанных договоров Правила не предусматривают.
В настоящее время территориальным управлением МЧС РФ было предложено ОАО заключить договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на условиях предоставления во временное пользование договорному подразделению ФПС имущества предприятия, необходимого для организации пожарной безопасности, а именно зданий, пожарной техники, автотранспорта и т.п., с отнесением всех расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией данного имущества, на счет предприятия.
При этом предполагается, что стоимость работ и услуг договорного подразделения ФПС должна покрывать только затраты на оплату труда и иные затраты, связанные с содержанием личного состава договорного подразделения ФПС.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обеспечение пожарной безопасности.
Просим предоставить разъяснения о правомерности отнесения к расходам, связанным с обеспечением пожарной безопасности, затрат ОАО на содержание и эксплуатацию зданий, пожарной техники, автотранспорта и другого имущества, передаваемого в пользование договорного подразделения ФПС.
Кроме того, просим разъяснить: правомерно ли отнесение на расходы, связанные с производством и реализацией, сумм амортизационных начислений по имуществу, передаваемому в пользование договорного подразделения ФПС.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо и сообщается следующее.
1. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. При этом, указанные расходы должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ: должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 N 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которой здравпункты (врачебные, фельдшерские), предназначенные для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся, должны быть структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не содержит положений, позволяющих учитывать в целях налогообложения прибыли расходы организации на содержание здравпунктов, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
Учитывая вышеизложенное, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, но являющихся структурными подразделениями иных организаций, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
2. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика и приобретение услуг пожарной охраны.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения Федеральной противопожарной службы).
В соответствии со статьей 24 Закона N 69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Однако налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
При учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения пункта 1 стать 252# НК РФ, согласно которым в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из статьи 1 Закона N 69-ФЗ законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера.
Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей главы 25 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, при налогообложении прибыли не должны учитываться расходы организации на содержание здравпункта, находящегося непосредственно на ее территории, но являющегося структурным подразделением учреждения здравоохранения или иной организации.
В то же время к расходам можно отнести затраты на приобретение услуг пожарной охраны. Они учитываются в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Кроме того, налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности. Это, в частности, затраты на амортизацию и содержание пожарной спецтехники, на приобретение ГСМ. Они могут учитываться при условии их обоснованности.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/269
Текст письма официально опубликован не был