Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 апреля 2010 г. N 03-07-11/118
В связи с вашим письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость организацией, перешедшей на уплату единого сельскохозяйственного налога, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пункту 3 статьи 346.1 главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Кроме того, на основании пункта 4 статьи 346.1 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В связи с этим такие организации признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных статьей 161 Кодекса.
В иных случаях организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления указанной организацией покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Таким образом, после перехода организации на уплату единого сельскохозяйственного налога организация не должна реализовывать товары с учетом налога на добавленную стоимость. При этом налог на добавленную стоимость, исчисленный и уплаченный в бюджет с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет поставок указанных товаров к вычету не принимается.
Что касается товаров, реализованных на экспорт до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в отношении которых полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, собран после перехода на уплату данного налога, то в соответствии с пунктом 5 статьи 167 Кодекса при реализации товаров на экспорт моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Поскольку полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 Кодекса, собран организацией в момент, когда организация не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, то, по нашему мнению, у организации, перешедшей на уплату единого сельскохозяйственного налога, не имеется оснований для применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров, а также налоговых вычетов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 9 статьи 167"
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации, применяющие ЕСХН, не признаются плательщиками НДС.
Исключение - НДС при ввозе товаров, а также при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения, договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом. Кроме того, плательщики ЕСХН не освобождаются от обязанностей налогового агента.
В иных случаях указанные выше организации не исчисляют НДС.
Таким образом, после перехода на ЕСХН организация не должна реализовывать товары с учетом НДС. При этом НДС, уплаченный в бюджет с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет поставок данных товаров, к вычету не принимается.
Что касается товаров, реализованных на экспорт до перехода на ЕСХН, то необходимо учесть следующее. При реализации товаров на экспорт налоговая база по НДС определяется на последнее число квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих обоснованность нулевой ставки налога. У организации нет оснований применять нулевую ставку НДС в отношении экспортированных товаров, а также налоговые вычеты, если все документы собраны после перехода на ЕСХН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 апреля 2010 г. N 03-07-11/118
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", июнь 2010 г. N 13