Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Башкатовой Е.Ю., Будылка А.В.,
при секретаре Макаровой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурашовой Т.В. к администрации города Омска, департаменту образования администрации города Омска, департаменту финансов и контроля администрации города Омска о возложении обязанности создать и предоставить ребенку место в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Центрального районного суда города Омска от 09 декабря 2013 года об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения
УСТАНОВИЛА:
Мурашова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации города Омска, департаменту образования администрации города Омска, департаменту финансов и контроля администрации города Омска о предоставлении её ребенку места в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование иска указала, что приходится матерью Мурашовой М.С. 14 октября 2011 года рождения.
08 ноября 2011 года на основании ее заявления ребенка поставили на очередь для получения места в дошкольном образовательном учреждении и зарегистрировали в книге учета будущих воспитанников детского сада N 122 Кировского административного округа города Омска. В августе 2013 года департамент образования города Омска сообщил ей об отсутствии в детском саду свободных мест, соответственно, об отказе в предоставлении соответствующего места. Полагает отказ незаконным, дискриминационным, нарушающим право ее ребенка на доступ к дошкольному образованию.
Просила обязать администрацию города Омска и департамент образования администрации города Омска создать для её ребенка место в БДОУ города Омска в 2013 году, а также допустить к получению бесплатного дошкольного образования её ребенка в БДОУ города Омска в 2013 году, взыскать компенсацию моральный вред в размере " ... " рублей.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Мурашовой Т.В. к администрации города Омска, департаменту образования администрации города Омска, департаменту финансов и контроля администрации города Омска о возложении обязанности создать и предоставить ребенку место в бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска, компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Мурашова Т.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на несоблюдение ответчиком сроков предоставления ее ребенку места в детском образовательном учреждении, вынесение решения с учетом не соответствующих действительности данных о комплектовании групп в детских образовательных учреждениях города Омска. Судом не было учтено тяжелое материальное положение её семьи. Указывает на наличие пустующих групповых помещений в БДОУ города Омска, которые сдаются в аренду для коммерческих групп. Отказ в компенсации морального вреда, нанесенного ребенку и родителям бездействием ответчика, полагает необоснованным. Отмечает также, что ранее по аналогичным делам выносились решения о предоставлении мест в детском саду.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании не явились.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьёй 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно статье 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в пункте 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666 (действовавшим до 16 апреля 2012 года), и соответственно в пункте 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562, действующего в настоящее время.
В силу пункта 18 Положения о департаменте образования администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования, на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией департамента образования администрации города Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования был утвержден Приказом департамента образования администрации города Омска от 18 апреля 2011 года N 86, который утратил силу в связи с изданием Департаментом образования администрации города Омска приказа от 19 февраля 2013 года N ДО/53 "О комплектовании муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования".
Так, согласно пунктам 21, 22, 23, 24 Положения, утвержденного приказом департамента образования администрации города Омска от 19 февраля 2013 года N ДО/53, комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования, при выдаче путевки в учреждение. Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета, основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Изменение номера очереди возможно в следующих случаях: родители (законные представители) ребенка изменили номер учреждения, в которое зарегистрирован ребенок; родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного, первоочередного или преимущественного права предоставления ребенку места в учреждении. В период комплектования учреждения родители (законные представители) детей, подлежащих устройству в учреждения, согласно очередности приглашаются в Комиссию, при этом дополнительного заявления для получения путевки не требуется. Прием детей в учреждение осуществляется руководителем учреждения в соответствии с путевкой на основании: заявления родителей (законных представителей); медицинского заключения; копии паспорта одного из родителей (законных представителей). Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07 мая 2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Из материалов дела следует, что родителями Мурашовой М. С., 14 октября 2011 года, являются Мурашов С. А. и Мурашова Т. В ... Мурашова М.С. была зарегистрирована Департаментом образования администрации города Омска в Книге учета будущих воспитанников для получения места в дошкольном образовательном учреждении N 122 Кировского административного округа города Омска 08 ноября 2011 года. К настоящему времени место в дошкольном образовательном учреждении Мурашовой Мариаэтте не предоставлено, до неё в указанное дошкольное учреждение зарегистрировано 43 ребенка, из них 16 детей - дети льготной категории граждан, имеющие право на первоочередное определение в учреждения дошкольного образования.
Департаментом образования администрации города Омска представлены данные о комплектовании групп в БДОУ по административным округам города Омска на 2011-2012, 2012-2013, 2013 - 2014 годы, которые свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию, отсутствии свободных мест в БДОУ.
Льготой для первоочередного поступления в детский сад ребенок истца не обладает. В настоящее время Мурашову М. определить в дошкольное учреждение не представляется возможным.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, со стороны администрации города Омска, департамента образования администрации города Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года N 91.
Пунктом 1.10 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета групповой (игровой) площади не менее 2,0 квадратных метров на одного ребенка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (пункт 1.13 СанПиН).
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
В свою очередь превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Ребенок истца в установленном законом порядке поставлен на очередь для получения путевки в детский сад.
Вместе с тем, гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация истцом конституционных прав на получение её ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Мурашовой М.С., также имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 01 декабря 2011 года на администрацию города Омска и Департамент администрации города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01 января 2015 года.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей ответчиком разработана ведомственная целевая программа развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением администрации города Омска от 30 марта 2009 года N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в БДОУ требует значительных денежных вложений, поскольку в местном и региональном бюджете отсутствуют необходимые средства, требуется изыскание, в том числе, иных способов решения проблемы, в настоящее время ответчиком активно предпринимаются меры по разрешению проблемы в более короткий срок, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны администрации города Омска, департамента образования администрации города Омска.
При изложенном ссылка подателя жалобы на письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2007 года N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования администрации города Омска данных о комплектовании групп в БДОУ города Омска, так как продолжается комплектование открываемых резервных групп, состоятельными не являются, поскольку указанное обстоятельство судом было проверено, установлено, что все имеющиеся дошкольные образовательные учреждения уже укомплектованы.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу места для её ребенка в детском саду не установлен, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для компенсации морального вреда.
Ссылки подателя жалобы на решения судов по другим аналогичным делам не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы об оставлении без внимания тяжелого материального положения семьи истца к отменен решения суда также не ведёт, поскольку указанное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.