Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
Председательствующего: Новиковой Л.А.
судей: Дмитриевой Ю.М., Малыгиной Г.В.
при секретаре: Корбатовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Немченко С. Е. и Отдела Пенсионного фонда Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области на решение Опочецкого районного суда Псковской области от 15 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Немченко С. Е. к отделу Пенсионного фонда России в Пустошкинском районе Псковской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, удовлетворить частично.
Включить Немченко С. Е. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, следующие периоды:
- период работы в должности фельдшера-диспетчера скорой помощи Пустошкинской ЦРБ с 01 января 2003 года по 31 октября 2006 года, в остальной части требования отказать;
- период нахождения в командировке на усовершенствование фельдшеров в Великолукском медицинском училище в должности фельдшера скорой помощи Пустошкинской ЦРБ с 01 апреля 2009 года по 30 апреля 2009 года.
В требовании Немченко С.Е. о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с 16 июня 2013 года отказать.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя истца по доверенности Стегния А.Б., представителя Отдела Пенсионного фонда Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области Летовой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Немченко С.Е. обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного фонда Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пустошкинском районе Псковской области об оспаривании решения комиссии и о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как медицинскому работнику.
19 июля 2013 года решением Отдела Пенсионного фонда РФ в Пустошкинском районе Псковской области ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием специального стажа.
Полагала отказ незаконным, так как необоснованно не включен в специальный стаж период ее трудовой деятельности с 01 ноября 1999 года по 31 октября 2006 год в должности фельдшера - диспетчера скорой медицинской помощи Пустошкинской ЦРБ; с 01 апреля 2009 года по 30 апреля 2009 года - период нахождения на курсах усовершенствования фельдшеров в Великолукском медицинском училище, поскольку в указанные периоды она осуществляла деятельность по охране здоровья граждан.
Просила признать незаконным решение Отдела ПФР в Пустошкинском районе Псковской области об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости спорные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
В судебном заседании Немченко С.Е. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - иск не признал, ссылаясь на то, что спорные периоды не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе Немченко С.Е. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований,ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В частности, истец указывает на неизменность характера работы на протяжении всего периода трудовой деятельности в должности фельдшера - диспетчера скорой медицинской помощи Пустошкинской ЦРБ, вне зависимости от наименования штатных единиц отделения в разные годы. Просит включить в спец. стаж спорный период - с 01.11.1999 г. по 31.12.2002г. в должности фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи Пустошкинской ЦРБ.
Согласно доводам апелляционной жалобы истца суд, включив часть спорного периода в специальный стаж истицы, фактически признал ее право и на оставшуюся часть спорного периода, так как функциональные обязанности истца были неизменными на протяжении всего оспариваемого периода.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного судом решения в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода работы Немченко С.Е. в должности фельдшера - диспетчера скорой медицинской помощи, как не предусмотренной "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. Полагает, что должностные инструкции фельдшера -диспетчера по приему и передаче вызовов скорой помощи и фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи отличаются по характеру работы и не могут быть отождествлены. Более того, как видно из должностной инструкции, Немченко С.Е. не могла полный рабочий день заниматься лечебной деятельностью, поскольку основным видом ее деятельности было исполнение обязанности диспетчера по приему и передаче вызовов. Документального подтверждения осуществления истцом лечебной деятельности материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы и представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрен зачет в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, т.к. названный список предусматривал, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Из дела видно, что Немченко С.Е. с 06.02.1998года по 31.10.2006 года принята в Центральную районную больницу Пустошкинского района на должность фельдшера-диспетчера скорой медицинской помощи, что подтверждается соответствующей записью трудовой книжки. (л.д. 11о.с.)
Период работы истицы в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов с 06.02. 1998 года по 31.10.1999 года пенсионным органом зачтен в бесспорном порядке с учетом действовавшего на тот период времени Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составил 22 года 11 месяцев 3 дня.
Спорным периодом является период работы истца в указанной должности с 01.11.1999 года по 31.10.2006 года.
Должность фельдшер-диспетчер по приему вызовов скорой медицинской помощи не поименована в Списках, действовавших с 01 ноября 1999 года, и не предусмотрена ныне действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Суд, разрешая спорную ситуацию, разделил спорный период на два периода, и включил в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только период работы Немченко С.Е. в указанной должности с 01.01.2003 года по 21.10.2006 года, мотивировав тем, что с 2003 года штатным расписанием больницы, на тот период времени, была предусмотрена должность фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи, при этом, истец дополнительно осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, как фельдшер.
Выводы суда в основаны на неправильном применении норм материального права.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 в редакции Приказа Минздрава России от 24.04.2003 N 160 предусмотрена как должность фельдшера, так и должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
В соответствии с Положением "О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи" (приложение 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года N 100) в его должностные обязанности входит оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, оказание скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владение техникой снятия кардиограмм и др.
В соответствии с Положением "О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (этого же приложения 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года N 100) в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Таким образом, в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным.
Фактическое осуществление истцом обязанностей фельдшера, которые предполагают оказание медицинской помощи гражданам, при условии занятости Немченко С.Е. лечебной деятельностью в течение полного рабочего дня, как того требует, пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не нашло своего документального подтверждения.
При таких обстоятельствах вывод суда о включении в специальный стаж вышеназванного периода трудовой деятельности Немченко С.Е. в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов отделения скорой медицинской помощи Центральной районной больницы Пустошкинского района Псковской области, нельзя признать правильным.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы пенсионного органа, заслуживают внимания.
Довод апелляционной жалобы Немченко С.Е. о том, что она фактически исполняла обязанности фельдшера, то есть осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья и в ее обязанности с 1998 года не изменялись, вследствие чего она полагает, что весь период с 1999 года по 2006 год подлежит включению в специальный стаж, несостоятельный.
Из дела видно, что помимо должности, которую занимала Немченко С.Е. в соответствии со штатным расписанием Центральной районной больницы (диспетчера по приему вызовов до 2003 года, а после указанной даты фельдшера-диспетчера по приему вызовов) предусмотрены еще должности: фельдшера по обслуживанию приписного участка, фельдшера по обслуживанию остальной территории и старшего фельдшера.
Поэтому полагать, что истец, работая в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов, еще и дополнительно, в течение полного рабочего дня, осуществляла лечебную деятельность, как фельдшер, не имеется.
Довод апелляционной жалобы Немченко С.Е. о том, что с 1998 года по 2006 год она исполняла одни и те же должностные обязанности, а период ее трудовой деятельности с 01 ноября 1999 года в той же должности не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, что является явным нарушением ее пенсионных прав, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 марта 2009 года N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Таким образом, после принятия Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований Немченко С.Е. о включении в специальный стаж спорного периода трудовой деятельности истца, судебная коллегия не находит.
По доводам апелляционной жалобы ответчика решение суда в части включения спорного периода трудовой деятельности истца в должности фельдшера-диспетчера по вызовам отделения скорой медицинской помощи, подлежит отмене, с вынесением нового решения в указанной части об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Опочецкого районного суда Псковской области от 15 ноября 2013 года отменить в части.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований о включении Немченко С. Е. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода работы в должности фельдшера-диспетчера отделения скорой медицинской помощи Пустошкинской Центральной районной больницы с 01.01.2003 года по 21.10.2006 года, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись Л.А. Новикова
Судьи: подпись Г.В. Малыгина
подпись Ю.М. Дмитриева
Копия верна.
Судья Псковского областного суда Ю.М. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.