Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Сивохина Д.А. (докладчик) и Калиниковой О.А.,
при секретаре - Андриановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 15 октября 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Тимофеева А.А. о признании незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным Заключение Департамента строительства и архитектур: г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты".м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара рассмотреть обращение Тимофеева А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты".м.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять и возобновить работу по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении на бесплатной основе земельного участка в собственность, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты".м.
В остальной части требований ? отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Тимофеева А.А. - Юшина Н.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Ртищева Д.О. и министерства имущественных отношений Самарской области Екатеринина И.И. (оба по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, решения министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м. для ведения садоводства. Впоследствии, в связи с невозможностью предоставления земельного участка испрашиваемой площади, площадь им была уточнена с "данные изъяты" кв.м. на "данные изъяты" кв.м.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка и возвратило пакет документов, руководствуясь п.2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74. При этом ссылалось на заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому формирование земельного участка приведет к изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам (л.д. 18-19).
С отказом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка и принятого на его основании Министерством имущественных отношений Самарской области решением об отказе в предоставлении в собственность земельного участка заявитель не согласен, поскольку уточняя площадь испрашиваемого земельного участка с "данные изъяты" кв.м. на "данные изъяты" кв.м., он исходил из сведений предоставленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, что его часть испрашиваемого земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. входит в границы земель лесного фонда. При этом в связи с уточнением координат земельного участка, позволяющих идентифицировать его на местности, изменилась конфигурация земельного участка исходя из границы земель лесного фонда, земельный участок после уточнения не относится к землям лесного фонда и местам общего пользования, красные линии по нему не проходят и его территориальное зонирование соответствует испрашиваемому виду разрешенного использования.
Ссылаясь на недоказанность выводов заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и считая отказ министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка не соответствующим закону, нарушающим его конституционные права, заявитель просил суд:
- признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенное нарушение его прав путем утверждения в месячный срок схемы расположения испрашиваемого земельного участка;
- признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м. для садоводства и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить нарушение его прав путем возобновления работы по возобновлению рассмотрения его заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представители министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных Тимофеевым А.А. требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые отказ Министерства имущественных отношений Самарской области и заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара являются законными и обоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах представители министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара просят об отмене решения в части удовлетворенных требований Тимофеева А.А., считают его неправильным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 128-134, 140-145).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда об удовлетворении требований Тимофеева А.А. признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обязанности по устранению допущенного нарушения его прав путем утверждения в месячный срок схемы расположения испрашиваемого Тимофеевым А.А. земельного участка является незаконным и необоснованным, поскольку противоречит нормам материального права и не соответствует установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не расположен в границах лесов, поскольку граница лесов установлена именно в форме угла, то есть земельный участок примыкает к землям лестного фонда и не относится к местам общего пользования, его формирование в иных границах невозможно, в связи с чем пришел к выводу о том, что препятствий в использовании земельного участка под садоводство не имеется.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 4 марта 2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основанием для отказа в утверждении Схемы является наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Обжалуемое решение постановлено судом без должного учета указанных положений законов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных отношений Самарской области поступило заявление Тимофеева А.А. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: : "адрес" по садоводство (л.д. 117).
Заявление Министерством имущественных отношений Самарской области принято к рассмотрению.
После принятия к рассмотрению заявления Тимофеева А.А. на основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области запрос об истребовании информации, относится ли испрашиваемый заявителем земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) (л.д. 91-92).
По результатам рассмотрения обращения Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ДД.ММ.ГГГГ за исх. N направило в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области ответ, согласно которому часть испрашиваемого заявителем земельного участка находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N выделе N Самарского лесничества, часть участка к землям лестного фонда и городским лесам не относится (л.д. 97-98).
ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев А.А. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о приобщении к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ уточненного заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка, указав его площадь равной "данные изъяты" кв.м. (л.д. 86-87).
К заявлению приложил схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории в кадастровом квартале N (л.д. 22) и проект границ земельного участка (л.д. 21).
После принятия к рассмотрению уточненного заявления Тимофеева А.А. на основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство имущественных отношений городского округа Самара обратилось в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара по вопросу утверждения схемы расположения испрашиваемого Тимофеевым А.А. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
По результатам рассмотрения обращения Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара принимались два решения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Первое решение от ДД.ММ.ГГГГ мотивированное тем, что в отношении испрашиваемого земельного участка ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющих трех и более детей, решением Октябрьского районного суда г.Самары от 1 апреля 2013 года признано незаконным, на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложена обязанность по повторному рассмотрению обращения Министерства имущественных отношений городского округа Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого Тимофеевым А.А. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 9-14).
Вторым решением, принятым во исполнение указанного судебного постановления, оформленным в виде соответствующего заключения Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара также отказал в утверждении схемы на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 18-19).
При этом в обоснование отказа Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара ссылался на статью 11.9 Земельного кодекса РФ, Основы государственной политики использование земельного фонда РФ на 2012-2017 годы, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 года N297-р, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам и Закон Самарской области от 4 марта 2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" предусматривающий основанием для отказа в утверждении Схемы наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (л.д. 18-19).
Из приобщенного к материалам дела проекта границ земельного участка и выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (л.д. 120) следует, что испрашиваемый Тимофеевым А.А. земельный участок имеет изломанные границы, что является нарушением правил формирования земельного участка, предусмотренных земельным законодательством, поскольку это ведет к недостаткам землепользования, таким как изломанность проектируемых границ, что с очевидностью свидетельствует о наличии препятствий при проведении садоводческих работ на земельном участке и нерациональному использованию земли.
Приведенные выше положения п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ установлены в императивных нормах, соблюдение которых является обязательным, что не было принято судом во внимание.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права..
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб являются состоятельными и влекущими отмену решения в обжалуемой части, по делу в указанной части следует постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с необоснованностью заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 15 октября 2013 года в части удовлетворения требований Тимофеева А.А. о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектур: городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м.; об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара рассмотреть обращение Тимофеева А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.; об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области принять и возобновить работу по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении на бесплатной основе земельного участка в собственность, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м. отменить. Постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.