Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И., Емелина А.В.,
с участием прокурора: Пискаревой И.В.
при секретаре - Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара, на решение Ленинского районного суда г. Самара от 22 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Самары удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.о. Самара устранить нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, именно на "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" нанести горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную п.1.5 Приложения N2 "Дорожная разметка и её характеристики" Постановления Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 "О правилах дорожного движения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Емелина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Самары обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МП г.о. Самара "Благоустройство", Департаменту благоустройства и экологии г.о. Самара, Администрации г.о. Самара об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проверено соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения, в части исполнения уполномоченными органами мероприятий по организации дорожного движения, обустройству пешеходных переходов, освещения улиц, соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. В результате проверки выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в "адрес" В частности установлено, что по "адрес" - на участке от "адрес" до "адрес" на всем протяжении разрушен бордюрный камень, отсутствует дорожная разметка, предусмотренная п.1.5 Приложения N2 "Дорожная разметка и её характеристики" Постановления Совета Министров - Правительство РФ от 23.10.1993 N1090 "О правилах дорожного движения", а также дефекты дорожного покрытия (выбоины), не отвечающие требованиям ГОСТ 50597-93. По "адрес" - на участке от "адрес" и до "адрес" на всем протяжении имеются множественные дефекты проезжей части дороги (выбоины), на отвечающие требованиям ГОСТ 50597-93, разрушен бордюрный камень, в районе дома "адрес", разрушен тротуар, на пересечении с "адрес" просадка проезжей части (выбоины, превышающие установленные размеры). По результатам проверки составлены акты о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения. Выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, имущества и затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения).
Ссылаясь на указанные обстоятельства,, уточнив заявленные требования, прокурор просил обязать МП г.о. Самара "Благоустройство", Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара и Администрацию г.о.Самара устранить нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести в соответствие с требованиями п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие по "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" и ул. "адрес" - на участке от "адрес" и до "адрес".
Обязать Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара и Администрацию г.о.Самара нанести горизонтальную дорожную разметку по "адрес" - на участке от "адрес" до "адрес", предусмотренную п.1.5 Приложения N2 "Дорожная разметка и её характеристики" Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 "О правилах дорожного движения".
От исковых требований в части устранения выявленных повреждений дорожного покрытия (выбоин) на протяжении по "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" и ул. "адрес" - на участке от "адрес" и до "адрес" прокурор отказался в связи с добровольным исполнением данных требований на момент рассмотрения дела в суде.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Администрация г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указав, что акты выявленных недостатков не могут являться допустимыми доказательствами по делу. В указанных актах в нарушение п.11.1 приказа МВД РФ от 08.06.1999 г. отсутствуют фотоматериалы с применением измерительных приборов, представленные фотографии привязки к местности не имеют, в связи с чем не представляется возможным достоверно определить размеры выбоин (просадки) и место их нахождения. Вынесенное решение противоречит требованиям бюджетного законодательства, поскольку Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх утвержденных ассигнований.
В заседание судебной коллегии представитель Администрации г.о. Самара не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, представитель МП г.о. Самара "Благоустройство" с решением суда согласились, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами дорожного движения Российской Федерации установлены основные требования по обеспечению дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от И.10.1993 N221.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. В соответствии с Приложением N2 "Дорожная разметка и ее характеристики" Постановления Совета Министров -Правительство РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" -горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Разметка - 1.5 разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две и три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Железнодорожного района г. Самары совместно с сотрудниками отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД РФ по г. Самара 25.07.2013г. проведена проверка, в результате которой выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании эксплуатационного состояния улиц, расположенных в "адрес". В частности установлено, что: по ул. "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" на всем протяжении выбоины; на "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" на всем протяжении отсутствует дорожная разметка 1.5, дефекты дорожного покрытия, превышающие по размерам 15смх60смх5см.
Установив, что по "адрес" на участке от "адрес" до "адрес" и по ул. "адрес" - на участке от "адрес" и до "адрес" в "адрес" произведен ремонт асфальтового покрытия, что подтверждено актом N от ДД.ММ.ГГГГ и письмом N от ДД.ММ.ГГГГ суд правомерно, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принял отказ истца от иска.
Отсутствие дорожной разметки 1.5 на вышеуказанном участке дороги подтверждено пояснениями государственного инспектора дорожного надзора ФИО1 В своих пояснениях он также указал, что дорожная разметка, разграничивающая потоки встречного и попутного направлений, должна быть нанесена, так как данный участок дороги имеет несколько полос для движения.
Согласно ст. 14 ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2.5 Положения о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденное решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011 N 69 одной из основных задач Департамента является обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара.
В части 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара (утв. решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011 N 69) Департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии. Одной из основных задач Департамента является обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара. Именно на Департамент возложена обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности, в том числе по выполнению функций заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах г.о. Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты).
В силу ч. 1 ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Постановлением Главы г.о. Самары от 20.02.2006 г. N27 создано МП г.о. Самара "Благоустройство", в соответствии с Уставом которого одним из видов его деятельности является эксплуатация, капитальный и текущий ремонт дорог, тротуаров, посадочных площадок, пешеходных дорожек, асфальтобетонных покрытий площадей, мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов, сооружений дождевой канализации и других объектов, а также устройство дорожных оснований и покрытий.
Исходя из приведенных норм, судом сделан правильный вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г.о. Самара, поскольку именно Администрацией г.о. Самара допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по спорным участкам дорог г. Самары.
Из показаний сторон усматривается, что именно Администрация г.о. Самара организует и осуществляет торги на проведение работ по нанесению разметки на дородном покрытии, чего до настоящего времени не было сделано.
При наличии указанных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что выявленные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья физических лиц, затрагивают права и законные интересы участников дорожного движения, наличие данных нарушений создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий и существенно снижает уровень безопасности дорожного движения на данном участке улицы, в связи с чем обоснованно частично удовлетворил исковые требования прокурора Железнодорожного района.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год и невозможность исполнения решения суда являются несостоятельными, поскольку относятся к порядку исполнения органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения в части их финансирования, и не могут повлиять на законность обжалуемого решения суда, как не имеющие правового значения для правильного разрешения спора.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о. Самара ссылается также на то, что акты выявленных недостатков не могут являться допустимыми доказательствами по делу, поскольку в нарушение п.11.1 приказа МВД РФ от 08.06.1999 г. в них отсутствуют фотоматериалы с применением измерительных приборов, представленные фотографии привязки к местности не имеют, в связи с чем не представляется возможным достоверно определить размеры выбоин (просадки) и место их нахождения.
Вместе с тем указанные обстоятельства не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и опровергаются материалами дела. Представленные в материалы дела акты выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог, составлены в соответствии с установленными требованиями, к ним приложены соответствующие фотоматериалы.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на переоценку доказательств по делу, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.