Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Гороховика А.С.
Судей: Вачковой И.Г., Сафоновой Л.А.
При секретаре - Елютиной И.Е.
с участием прокурора -Ламбанина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 16 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования - удовлетворить.
Обязать администрацию с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области с кадастровым номером N на специально оборудованные объекты размещения отходов".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., выслушав объяснения главы администрации с.п. Ягодное Ставропольского района Самарской области Синицыну Т.И. и ее представителя Шареву О.В., поддержавших доводы жалобы, возражение на доводы жалобы прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Ламбазина А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области об обязании вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области с кадастровым номером N на специально оборудованные объекты размещения отходов с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев.
В обоснование заявленных требований указал, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению жителей с. Ягодное по факту несанкционированного размещения отходов на территории села проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения.
Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава.
Был произведен осмотр свалки, расположенной на земельном участке с.п. Ягодное с кадастровым номером N, где было установлено, что на данном земельном участке располагается свалка отходов общей площадью не менее 2 га. Свалка расположена в искусственно образованной выемке. Глубина залегания отходов не извества. Длительность складирования отходов на вышеуказанной свалке осуществляется более 50 лет. При этом вывоз (транспортирование) накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производится, что является нарушением действующего федерального законодательства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области вывезти твердые бытовые отходы и мусор, накопленные на земельном участке с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области с кадастровым номером N на специально оборудованные объекты размещения отходов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области просит отменить решение суда как незаконное.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст. 51 названного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых ... и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с требованиями ст.ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999г. N52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условии и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988г. N4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Согласно ст. 2 указанных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовывается с местным учреждениями санитарно-эпидемиалогической службы ( в настоящее время органы Роспотребнадзора).
Из материалов дела следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
В результате данной проверки выявлена свалка отходов, общей площадью не менее 2 га. Свалка расположена в искусственно образованной выемке. Глубина залегания отходов не известна. Длительность складирования отходов на вышеуказанной свалке осуществляется более 50 лет.
Также в результате проверки установлено, что администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области надлежащим образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения с.п. Ягодное: земельный участок, занятый свалкой, не оборудован в соответствии с требованиями действующего природоохранного и санитарного законодательства, что приводит к захламлению территории с.п. Ягодное несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населенного пункта.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что указанные нарушения требований федерального законодательства по организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированной свалки, захламлению отходами земельного участка на территории с.п. Ягодное, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и государства как собственника земли, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, обязав администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, вывезти твердые бытовые отходы и мусор в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Доводы администрации о том, что вывоз бытовых отходов и мусора на территории индивидуальных жилых домов осуществляется на основе договоров, заключаемых уполномоченной организацией с жителями домов, с помесячной оплатой при условии установки регулярно обслуживаемых контейнеров, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно требованиям указанных нормативных актов и СанПиН к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Каких-либо указаний на то, что собственники домовладений в сельском поселении должны непосредственно радом с домовладением устанавливать контейнеры для сбора мусора, федеральное природоохранное и санитарное законодательство не содержит.
К тому же, ссылка на то, что ежегодно заключаются договора по очистке территории временного складирования отходов ТБО со специализированными организациями, является недостаточным, в результате чего образовалась несанкционированная свалка.
Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда по имеющим значение для дела вопросам.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 16 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.