судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Евдокименко А.А.
судей Сафоновой Л.А., Черкуновой Л.В.,
при секретаре Елютиной И.Е.,
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каминской Н.А. к ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности,
по апелляционной жалобе Каминской Н.А. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 октября 2013 года
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения Каминской Н.А., представителя ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области - Казаковой С.В., действующей на основании доверенности, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Каминская Н.А., обратившись с иском к ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности "данные изъяты";
- со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности "данные изъяты"
- со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности "данные изъяты";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности "данные изъяты"
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности "данные изъяты"
Также просила обязать ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ
Впоследствии исковые требования были уточнены суммарным расчетом спорных периодов трудовой деятельности.
Заявленные требования мотивировала следующим. В спорные периоды работы, Каминская Н.А. осуществляла "данные изъяты", которая предоставляет ей право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период времени со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., работала в должности "данные изъяты" Каминская Н.А. фактически осуществляла трудовую функцию "данные изъяты" Полагает, что периоды работы в общеобразовательных школах N и N подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанных школах осуществлялось, в том числе "данные изъяты"
Кроме того, несмотря на социальную направленность деятельности ГУ Самарской области " "данные изъяты"", Каминской Н.А. фактически осуществлялась "данные изъяты", поэтому отказ ГУ УПФ РФ в назначении пенсии считает незаконным.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 октября 2013 года постановлено:
"Иск Каминской Н.А. удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный стаж Каминской Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы в должности "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В остальных исковых требованиях отказать".
В апелляционной жалобе Каминская Н.А. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Просит принять в данной части новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции истица доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против доводов жалобы, полагая их необоснованными, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что с учетом состоявшегося решения Центрального районного суда г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в педагогический стаж работы Каминской Н.А. зачтено "данные изъяты"
Судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в части включения в специальный стаж периода работа с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности "данные изъяты". В тот период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1357 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утвердившее Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно которому в стаж работников просвещения, учителей засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Наличие права на назначение трудовой пенсии поставлено в зависимость от того, поименованы ли занимаемые должности и учреждения, в которых выполнялась работа, в Списке работ, профессий, должностей и учреждений.
Согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", работа в должностях социального педагога и педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п.1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п.1.6 раздела "Наименование учреждений" Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого - психиатрической и медико - социальной помощи, указанных в п.1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п.1.13 раздела "наименование учреждений" Списка.
В период времени со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Каминская Н.А. работала в должности "данные изъяты" а со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты"
Средние общеобразовательные школы не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых в должности социального педагога дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей ( утвержден Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 года), отсутствует должность классного руководителя. Работа в должности социального педагога и педагога-психолога засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания, согласно п.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, что установлено Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,.
Таким образом, законодательство, действовавшее в период работы истца в должности "данные изъяты" и в должности "данные изъяты", не предусматривало возможности включения работы в указанных должностях в специальный стаж. В связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований в данной части.
Истец отождествляет работу в должностях " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"", " "данные изъяты"".
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющее пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащей, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж Каминской Н.А. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты"
В соответствии с Типовым Положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 867 от 31.07.1998 года, образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создается для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования. При этом основными направлениями деятельности учреждения являются: организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психо-коррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий; оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
В соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ N 2562 от 27.10.2011 года, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Судом первой инстанции правильно указано, что вышеуказанными правовыми актами установлено, что отнесение учреждения к числу указанных в Списке, работа в которых в должности "данные изъяты" и "данные изъяты" дает право на досрочное назначение пенсии, обуславливается наличием в учреждении образовательного процесса по общеобразовательной программе школьного либо дошкольного образования.
Между тем, ГУ Самарской области " "данные изъяты"" учрежден Министерством по вопросам семьи и демографического развития Самарской области и Министерством имущественных отношений Самарской области.
Устав ГУ Самарской области " "данные изъяты"" утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Устава, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, предусмотренных законодательством РФ в сфере оказания социальных услуг. Целью деятельности Центра является оказание помощи населению в решении вопросов воспитания и обучения здоровых детей и детей со специальными образовательными потребностями.
При этом предметом деятельности учреждения является предоставление гражданам социального обслуживания (услуг, помощи) в нестационарной форме, по месту проживания (на дому) в комплексе и по отдельности, в процессе обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии, в процессе информирования, консультативной и коррекционно-развивающей помощи. В своей деятельности Центр руководствуется не Законом "Об образовании", а законодательством Самарской области в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Целью деятельности Центра является оказание помощи населению в решении вопросов воспитания и обучения здоровых детей и детей со специальными образовательными потребностями.
Центром, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляются функции: экспертно-диагностическая, консультативная, функция сопровождения, информационно-аналитическая, методическая, просветительная.
Основными видами деятельности учреждения, осуществляемыми в нестационарной форме, являются: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; предупреждение и коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, оказание консультативной и коррекционно-развивающей помощи детям и лицам, являющимся членами одной семьи (законным представителям), предоставление информации гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам предоставления услуг в учреждении; подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; проведение профилактической работы с семьями группы риска для предотвращения вторичных проблем и оказание им комплексной помощи (коррекционные, развивающие занятия для подростков, семейных пар, родителей, направленных на формирование стереотипов здорового образа жизни, родительской компетентности и ответственности; проведение информационно-просветительской работы с населением по вопросам сохранения и укрепления здоровья, развития, воспитания и обучения.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ГУ Самарской области " "данные изъяты"", в котором истцом осуществлялась трудовая деятельность в спорные периоды, не является образовательным учреждением, а создано для оказания социальных услуг.
Так же обоснованно судом указано, что общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создается для детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, дошкольное образовательное учреждение - для детей от 2 месяцев до 7 лет. Учреждение, в котором работала истец, создавалось для социального обслуживания не только детей в возрасте от 0 месяцев до 18 лет, но и их родителей, взрослых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также для консультативной помощи работникам учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты.
Работодателем справка, подтверждающая льготный характер работы истца, не выдавалась, сведения в пенсионный фонд предоставляются как об общих условиях труда.
Учитывая, что специальный стаж работы истицы составляет менее 25 лет, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о признании за истицей права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 октября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Каминской Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.