Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего:
судей: Самчелеевой И.А., Клюева С.Б.
при секретаре: Асабаевой Д.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панфиловой М.П. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области о признании, права на льготную пенсию, её назначение и выплату.
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 02 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Признать необоснованным отказ Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области в назначении Панфиловой М.П. досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Панфиловой М.П. право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, включив в специальный стаж период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 13 дней в Областном комитете общества Красного Креста в качестве патронажной медсестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 04 года 07 месяцев 02 дня в Кинель-Черкасском ТМО, время нахождения на курсах повышения квалификации с года по 16Ж1990 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 02 месяца 26 дней.
Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области назначить и выплачивать Панфиловой М.П. досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения в Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., возражения Панфиловой М.П., доводы представителя ГУ УПФ РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области Волковой Н.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Панфилова М.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в "адрес" с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью в учреждениях здравоохранения по подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако, решением начальника Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа - 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 13 дней в Областном комитете общества. Красного Креста в качестве патронажной медицинской сестры.
Также в специальный стаж не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 04 года 07 месяцев 02 дня в Кинель-Черкасском ТМО, в связи с тем, что данное учреждение не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от N года N N
Истица также указала, что из льготного стажа пенсионным органом было исключено время нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, общей продолжительностью 02 месяца 26 дней.
С указанным решением истица не согласна, поскольку должность патронажной медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу (Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских, работников и фармацевтических работников"). На должность патронажной медицинской сестры назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", Сестринское дело". Функциональные обязанности заключаются в следующем: уход и наблюдение за больными, санитарно-гигиеническое обслуживание больного, наблюдение за состоянием больного, физиологическими оправлениями, сном, о выявленных изменениях и ухудшениях состояния здоровья сообщать лечащему врачу, следить за личной гигиеной больных, сменой нательного и постельного белья, приемом пищи больным согласно назначенной лечебной диете, своевременным снабжением больных медикаментами, средствами ухода и питания, ведении медицинской документации.
Также истица указывает, что за время её работы в Кинель-Черкасской ЦРБ, больница была переименована в Кинель-Черкасское территориальное медицинское объединение (ТМО), снова переименовалась и стала называться Кинель-Черкасская ЦРБ, но в результате переименований ни её рабочее место, ни функциональные обязанности не изменялись, изменялось только название учреждения, но переименование не может каким-либо образом отразиться на её праве на назначение льготной пенсии.
Считает, что повышение квалификации является обязательным условием лечебной деятельности, периодическое прохождение курсов повышения квалификации является обязательным.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истица просила признать необоснованным отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в "адрес" в назначении досрочной пенсии по старости, включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 3 дней в Областном комитете общества Красного Креста в качестве патронажной медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 04 года 07 месяцев 02 дня в Кинель-Черкасском ТМО, время нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 02 месяца 26 дней, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения в Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в "адрес", а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в "адрес" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судом установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ в "адрес" с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и представила документы, дающие основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях.
Решением начальника Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с отсутствием необходимого стажа.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан усматривается, что в специальный стаж не засчитан период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 13 дней в Областном комитете общества. Красного Креста в качестве патронажной медицинской сестры; также в специальный стаж не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 04 года 07 месяцев 02 дня в Кинель-Черкасском ТМО, в связи с тем, что данное учреждение не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03-11-1999 года N 395; из льготного стажа исключено время нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, общей продолжительностью 02 месяца 26 дней; не засчитан отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 02 года 06 месяцев 09 дней, в связи с тем, что такой отпуск подлежит зачету до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работник здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ го, N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ б утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудов пенсиях в РФ" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение труден пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ежегодных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учрежден здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ N 781, периоды работы в должности:
учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих: а) лицам, осуществлявшим лечебную и деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем пос засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ЗЕ порядке включения в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет по нор ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в России Федерации" работа в должностях, предусмотренных Списком профессиональных должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологиче учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министерства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка профессии и должностей, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включалась в выслугу лет, дающую право на пенсию выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
Судом установлено, что на момент работы истицы в должности патронажной сестры утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы врачей и других работников здравоохранения в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Из трудовой книжки Панфиловой М.П. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 13 дней она работала в областном комитете общества Красного Креста и была принята на работу патронажной сестрой при Красноярском райкоме.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N "об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет" правом на льготную пенсию по старости обладали в спорный период врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, суд первой инстанции правильно, исходя из должности Панфиловой М.П., подпадающей под список должностей, имеющих право на зачисление льготного трудового стажа и работы в учреждениях здравоохранения, работа в которых засчитывается в льготный трудовой стаж, а именно работника среднего медицинского персонала признал, что у истицы возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в специальных условиях труда, включив в стаж работы истицы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 13 дней в областном комитете общества Красного Креста.
При этом, доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Согласно Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173- ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей" учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных Списке. .
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль, ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил), (пункты 17 и 18 Постановления).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на протяжении своей трудовой деятельности истица Панфилова М.П. осуществляла и продолжает осуществлять лечебную деятельность по охране здоровья населения, однако, в период осуществляемой ею трудовой деятельности Кинель-Черкасская ЦР переименовывалась, а именно с ДД.ММ.ГГГГ имела наименование Кинель- Черкасское территориальное медицинское объединение, впоследствии больнице, вновь переименовалась и стала называться "Кинель-Черкасская ЦРБ", МУЗ "Кинель-Черкасская ЦРБ", а в настоящее время имеет наименование ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ".
При этом, судом установлено, что, несмотря на переименование лечебного учреждения, а именно в связи с названием лечебного учреждения Территориальное медицинское объединение, последующее переименована, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, изменились и функциональные обязанности следовательно, изменение наименования учреждения не влечет за собой отсутствует либо утрату установленного законом права на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к верному выводу о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 04 года 07 месяцев 02 дня в Кинель-Черкасском ТМО.
Кроме того, судебная коллегия также соглашается с выводами суда о неправомерном исключении ответчиком из специального стажа истицы периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, продолжительностью 02 месяца 26 дней, в виду того, что в соответствии со ст. 87 ТК РФ при направлении -работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, принимая во внимание период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд пришёл к верному выводу о том, что отказ органа пенсионного обеспечения во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит включению в специальный стаж.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными истицей доказательствами, оценка которым дана судом в их совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд правильно включил в специальный трудовой стаж истца спорные периоды работы в льготном исчислении и обязал ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения к ответчику.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на несогласие с включение в специальный стад периода работы Панфиловой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве патронажной медицинской сестры при Красноярском райкоме в Областном комитете общества Красного Креста.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами, поскольку спорные периоды трудовой деятельности истца в должности патронажной медицинской сестры при Красноярском райкоме в Областном комитете общества Красного Креста имели место до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно зачел их в специальный стаж, руководствуясь Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, поскольку Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ", Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 и от ДД.ММ.ГГГГ N 781 не содержат ограничений в применении Положения от 1959 года в отношении периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части судебная коллегия находит несостоятельными.
Таким образом, оставляя без удовлетворения доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходила из того, что ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 02 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.