Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А., Захарова С.В.,
при секретаре: Салихове Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 25 ноября 2013 года, с участием представителя Раваева Н.П. - Шаховой В.Н. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Раваев Н.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления мэрии г.о. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в размещении производственно-коммунальных объектов III класса вредности (открытая стоянка грузового транспорта со станцией технического обслуживания (для собственного транспорта), офисного помещения с местами для питания и отдыха водителей и обслуживающего персонала, производственного помещения на земельном участке, расположенном южнее здания, имеющего адрес: "адрес". Отказ мотивирован несоответствием заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам территориальной зоны ПК-2 (зона промышленных объектов III класса опасности).
Считает отказ незаконным, поскольку градостроительный регламент зоны ПК-2 предусматривает в числе прочих основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: объекты промышленного назначения III класса опасности, объекты коммунально-складского назначения IV - V классов опасности, административные объекты, офисные объекты, объекты автомобильного транспорта, объекты общественного питания.
Решением суда от 25 ноября 2013 года заявленные требования удовлетворены, постановление Мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Раваеву Н.П. в размещении производственно-коммунальных объектов III класса вредности (открытая стоянка грузового транспорта со станцией технического обслуживания (для собственного транспорта), офисного помещения с местами для питания и отдыха водителей и обслуживающего персонала, производственного помещения на земельном участке, расположенном южнее здания, имеющего адрес: "адрес", признано незаконным.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о. Тольятти ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на то, что испрашиваемый объект не относится к объектам автомобильного транспорта, не является объектом III класса опасности, не соответствует видам разрешенного использования зоны ПК-2.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Раваева Н.П. - Шахова В.Н. возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Выбор земельных участков для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта осуществляются в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
Согласно ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Реваев Н.П. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства для размещения производственно-коммунальных объектов III класса вредности (открытая стоянка грузового транспорта со станцией технического обслуживания (для собственного транспорта), офисного помещения с местами для питания и отдыха водителей и обслуживающего персонала, производственного помещения на земельном участке, расположенном южнее здания, имеющего адрес: "адрес" (кадастровый квартал N), ориентировочной площадью 1,1884 га.
Постановлением Мэра г.о. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ Раваеву Н.П. отказано в размещении указанных объектов в связи с несоответствием заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам территориальной зоны ПК-2 (зона производственно-коммунальных объектов III класса опасности) согласно Карте градостроительного зонирования г.о. Тольятти Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 8, 9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты включаются в правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти.
В соответствии со ст. 51 Правил (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ПК-2 (зона промышленных объектов III класса опасности) относятся, в том числе, объекты промышленного назначения III класса опасности, склады, административные объекты, офисные объекты, объекты автомобильного транспорта, объекты общественного питания.
Разрешая заявленные требования и признавая отказ в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке незаконным, суд исходил из того, что заявленный для строительства объект - открытая стоянка грузового транспорта со станцией технического обслуживания (для собственного транспорта), офисное помещение с местом для питания и отдыха водителей и обслуживающего персонала, производственное помещение полностью соответствуют объекту автомобильного транспорта, который может быть размещен в территориальной зоне ПК-2.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Несмотря на то, что Правила землепользования и застройки не раскрывают понятия "объекты автомобильного транспорта", положения статьи 57 Правил, устанавливающей градостроительный регламент для территориальной зоны Т-2 (зона объектов автомобильного транспорта), свидетельствуют о том, что объекты автомобильного транспорта включают в себя, в том числе, объекты обслуживания автомобильного транспорта (АЗС, СТО, автомойки), объекты хранения автомобильного транспорта, объекты обслуживания пассажиров, сервисные центры и т.п.
Согласно п.13 ст.3 Федерального закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) относятся к объектам дорожного сервиса.
Таким образом, стоянка грузового автотранспорта и станция технического обслуживания транспорта, как объекты дорожного сервиса, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, относятся к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне ПК-2 - объекты автомобильного транспорта. Офисное помещение с пунктом общественного питания градостроительному регламенту указанной зоны также не противоречит.
При таких обстоятельствах отказ в размещении объектов капитального строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке по мотиву несоответствия заявленной цели использования земельного участка градостроительным регламентам, является необоснованным, противоречит действующим Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о. Тольятти не оспаривает, что в территориальной зоне ПК-2 предусмотрена возможность строительства объектов автомобильного транспорта, однако указывает, что данный объект должен быть объектом III класса опасности, к каковым испрашиваемый заявителем объект не относится.
Данный довод является ошибочным, поскольку объекты автомобильного транспорта являются для территориальной зоны ПК-2 самостоятельным основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства безотносительно класса опасности таких объектов.
Кроме того, согласно Санитарной классификации промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений (раздел 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N74) объекты по обслуживанию грузовых автомобилей относятся к III классу опасности промышленных объектов и производств.
Ссылка в жалобе на то, что вопреки выводам суда постановления Мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N и N не являются идентичными, а вынесены в отношении разных земельных участков с похожим адресом, является обоснованной, однако она не влияет на законность решения, вынесенного в рамках заявленных требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.