Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "Производственное Предприятие ЖБК-3" (далее - ЗАО "ПП ЖБК-3") на постановление судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от
05 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношенииЗАО "ПП ЖБК-3",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя Саратовского транспортного прокурора от 25.10.2013 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношенииЗАО "ПП ЖБК-3".
Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что Саратовской транспортной прокуратурой в адрес ЗАО "ПП ЖБК-3" 10.09.2013 года было направлено требование о предоставлении информации в рамках проведения проверки обоснованности включения Южным управлением государственного управления железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта субъектов предпринимательской деятельности в ежегодный сводный план проверок на 2014 год. Однако письменным ответом руководителя ЗАО "ПП ЖБК-3" в предоставлении запрашиваемой информации было отказано со ссылкой на то, что данное предприятие не является субъектом прокурорской проверки, следовательно, прокурор не вправе требовать от него какой-либо информации.
Постановлением Энгельсского районного суда Саратовской области от 05.12.2013 года ЗАО "ПП ЖБК-3" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
ЗАО "ПП ЖБК-3" обратилось в областной суд с жалобой на данное постановление судьи, просит его отменить. Указывает на то, что наряду с ответом руководителя организации об отказе представить указанную информацию, в Саратовскую транспортную прокуратуру поступил также ответ финансового директора, содержащий всю необходимую информацию, поэтому вины
ЗАО "ПП ЖБК-3" в непредставлении запрашиваемой информации не имеется. Кроме того, ЗАО "ПП ЖБК-3" вновь указывает на то, что прокурор не вправе был требовать от ЗАО "ПП ЖБК-3" какой-либо информации.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления районного суда в полном объеме (п.3 ст.30.6 КоАП РФ), исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела, 10.09.2013 года заместителем Саратовского транспортного прокуратура в адрес ЗАО "ПП ЖБК-3" было направлено требование о предоставлении информации в рамках проведения проверки обоснованности включения Южным управлением государственного управления железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта субъектов предпринимательской деятельности в ежегодный сводный план проверок на 2014 год. Предметом испрашиваемой информации являлись сведения относительно наличия в уставном (складочном) капитале общества доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов указанных юридических лиц, превышающей 25%, а также доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства; сведения о средней численности работников и размере выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов за 2012 год; сведения о проводимых в течение предшествующих 3-х лет плановых проверок с приложением актов проверок.
Требования было получено ЗАО "ПП ЖБК-3" 11.09.2013 года в электронном виде, что подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не отрицалось.
Испрашиваемые сведения предлагалось направить в Саратовскую транспортную прокуратуру, в том числе, и электронной почтой, в срок до 18.00 часов 12.09.2013 года.
12.09.2013 года и.о. генерального директора ЗАО "ПП ЖБК-3" на требование заместителя Саратовского транспортного прокуратура был дан ответ об отказе в предоставлении запрашиваемой информации.
Факт совершения ЗАО "ПП ЖБК-3" административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.2-6), требованием прокурора (л.д.12-13), отчетом об отправке факса (л.д.14), ответом ЗАО "ПП ЖБК-3" (л.д.15).
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
При этом несостоятельными являются доводы жалобы о том, что
ЗАО "ПП ЖБК-3" не являлось объектом проводимой Саратовской транспортной прокуратурой проверки, в связи с чем, у прокурора отсутствовали законные основания для направления требования о предоставлении информации в адрес общества.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре РФ) предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст.22 Закона о прокуратуре РФ прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц и органов, указанных в ч.1 ст.21 Закона о прокуратуре РФ, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, вышеперечисленными нормами законодательства установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать, в том числе, от руководителей коммерческих организаций, предоставления необходимых документов, материалов и сведений.
Законодателем в приведенных нормах, вопреки доводам поданного заявления, не установлено правило, согласно которому подобное требование прокурора может быть направлено исключительно лицу, в отношении которого прокурором проводятся надзорные мероприятия, а закреплено право прокурора требовать предоставления необходимых для осуществления возложенных на него функций документов и материалов, круг же лиц в адрес которых направляются соответствующие требования определяется прокурором самостоятельно исходя из предмета проводимой проверки.
Согласно ч.6.1 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ) на органы прокуратуры возложены функции по рассмотрению проектов ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 указанной статьи.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.9 Федерального закона N294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.
Таким образом, органом прокуратуры осуществляются функции по рассмотрению проектов ежегодных планов проведения плановых проверок на соответствующий календарный год на предмет законности включения в них предложений о проверках индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в соответствии с их наименованием, целями, основаниями, сроками проведения.
При этом необходимо учитывать, что в ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ установлены основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а именно, истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Аналогичные основания проведения плановых проверок закреплены также в п.1 ч.4 ст.20.1 Федерального закона от 10.01.2008 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Сроки проведения плановых проверок установлены ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ, при этом, в соответствии с ч.2 названной статьи предусмотрены сокращенные сроки проведения плановых проверок для субъектов малого предпринимательства (малые предприятия и микропредприятия).
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к указанным субъектам установлены в ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в частности, соответствующими критериями являются: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, юридических лиц не являющихся субъектами малого предпринимательства в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) лица; средняя численность работников за предшествующий календарный год; размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.
Таким образом, рассмотрение проектов ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в обязательном порядке предполагает проверку соблюдения законных оснований для назначения плановой проверки, установленных в ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ, п.1 ч.4 ст.20.1 Федерального закона от 10.01.2008 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также проверку соблюдения закона при определении срока проверки с учетом отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства.
Для принятия решения о законности включения ЗАО "ПП ЖБК-3" в ежегодный план проверок в соответствии с вышеприведенными законодательными положениями прокуратуре необходимо установить соблюдение иных правил ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ, п.1 ч.4 ст.20.1 Федерального закона от 10.01.2008 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", то есть, применительно к указанному юридическому лицу - день окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (либо факт проведения подобной проверки), а также установить категорию юридического лица применительно к субъектам малого предпринимательства.
В связи с этим требование прокурора о предоставлении запрашиваемой информации являлось законным и обоснованным и было направлено на защиту
ЗАО "ПП ЖБК-3" от неправомерного включения в ежегодный план проверок.
При этом следует согласиться с выводом районного суда о том, что направление в Саратовскую транспортную прокуратуру ответа финансового директора ЗАО "ПП ЖБК-3", содержащего всю необходимую информацию, при наличии ответа руководителя организации об отказе представить указанную информацию, не указывает на отсутствие в действиях ЗАО "ПП ЖБК-3" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "ПП ЖБК-3" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
Наказание назначено ЗАО "ПП ЖБК-3" в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Оснований для изменения назначенного судом первой инстанции наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Энгельсского районного суда Саратовской области от
05 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества "Производственное Предприятие ЖБК-3" - оставить без изменения, а жалобу закрытого акционерного общества "Производственное Предприятие ЖБК-3" - без удовлетворения.
Судья Ю.И. Бартенев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.