Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу ОАО "Саратовэнерго" на постановление мирового судьи судебного участка N1 Пугачевского района Саратовской области от 06.11.2013, решение Пугачевского районного суда от 17.12.2013 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Саратовэнерго" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Пугаческого района Саратовской области от 06.11.2013 ОАО "Саратовэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - нежилому зданию, в котором осуществляет свою деятельность Пугачевское отделение ОАО "Саратовэнерго" по адресу: "адрес", и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 17.12.2013 указанное постановление оставлено без изменения.
В надзорной жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений, полагая, что к административной ответственности ОАО "Саратовэнерго" привлечено незаконно. Ссылаясь на судебную практику, указал, что судами все обстоятельства по делу полно и всесторонне не были исследованы, не учтено, что ОАО "Саратовэнерго" является арендатором здания, в котором располагается Пугачевское отделение, и оно не вправе производить реконструкцию существующего входа в помещение. Считает, что судами ошибочно применены положения ст.15 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку здание, в котором находится Пугачевское отделение ОАО "Саратовэнерго", не является объектом социальной инфраструктуры. Указывает, что в целях обеспечения доступности инвалидам и удовлетворения их потребностей вход в арендуемое ОАО "Саратовэнерго" здание за счет собственных средств оборудован кнопкой вызова персонала, а также на постоянной основе организована работа мобильного офиса, представляющего собой оказание услуг на дому.
Проверив судебные постановления в пределах доводов жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии со ст.15 ФЗ от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ РФ от 24.11.1995 N181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с требованиями п. 4.1.14, 5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Как следует из материалов дела, ОАО "Саратовэнерго" не создало условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: "адрес".
На нежилое помещение, занимаемое ОАО "Саратовэнерго", в полной мере распространяются требования правовых норм (Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605), в силу которых оно должно быть приспособлено для доступа инвалидов, поскольку положения закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Факт совершения ОАО "Саратовэнерго" административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 26.09.2013 (л.д.3); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (л.д.4-5).
Оценив собранные доказательства в порядке ст.26.11 КоАП РФ, с учетом конкретных фактических обстоятельств данного дела, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности факта уклонения ОАО "Саратовэнерго" от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что и явилось основанием для привлечения к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ОАО "Саратовэнерго" указанного административного правонарушения в связи с тем, что вход в помещение в здание оборудован кнопкой вызова персонала для удовлетворения потребностей инвалидов, а также на постоянной основе организована работа мобильного офиса, представляющего собой оказание услуг на дому, нельзя признать состоятельными, поскольку Сводом Правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предъявляющим требования к помещениям и их элементам не предусматривает в качестве альтернативы принятие указанных мер.
Согласно ч.5 ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Вместе с тем ОАО "Саратовэнерго" не представлено достоверных доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами, перилами и принятия мер по согласованию с общественными объединениями инвалидов. Кроме того, в акте проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица отсутствуют данные о наличии кнопки вызова персонала.
Ссылку в жалобе на то, что ОАО "Саратовэнерго" является только арендатором помещения и не вправе самостоятельно осуществлять переустройство входа, нельзя признать состоятельной, поскольку, как следует из договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.84-93), арендатору не воспрещается производить реконструкцию и перепланировку арендуемого помещения при получении предварительного письменного разрешения арендодателя (п.3.1.10 договора аренды). Кроме того, из материалов дела следует, что с соответствующим заявлением ОАО "Саратовэнерго" не обращалось (оборот л.д.103). Ссылка в жалобе на судебную практику в силу ст. 1.1, 1.6 КоАП РФ является несостоятельной.
Не могут повлиять на существо вынесенных судебных постановлений доводы жалобы о том, что здание, в котором находится Пугачевское отделение ОАО "Саратовэнерго", не является объектом социальной инфраструктуры. Предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер. Здание, в котором осуществляет свою деятельность Пугачевское отделение ОАО "Саратовэнерго" правомерно отнесено к перечню объектов социальной инфраструктуры с учетом предмета деятельности ОАО "Саратовэнерго" (л.д.8, 9, 52, 53).
Иные доводы были предметом изучения судов первой и второй инстанции и их необоснованность подробно изложена в решении районного суда, в связи с чем отсутствует необходимость их приведения в настоящем постановлении.
При привлечении ОАО "Саратовэнерго" к административной ответственности существенных нарушений требований КоАП РФ не допущено, административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст.9.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, указанных ст.24.5 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Пугачевского района Саратовской области от 06.11.2013, решение Пугачевского районного суда от 17.12.2013 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Саратовэнерго" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.