Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Калюжной В.А., Тришкиной М.А.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к Илюшевой М.А. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, по апелляционной жалобе Илюшевой М.А. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 25 октября 2013 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Илюшевой М.А. - Борисовой Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, представителя министерства сельского хозяйства Саратовской области Агакшиева М.Ш., представителя счетной палаты Саратовской области Сивакова И.В., возражавших против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) обратилось в суд с исковыми требованиями к Илюшевой М.А. овзыскании суммы социальнойвыплаты на приобретение жилья в сельской местности, в обоснование которых ссылалось на то, что истец осуществляет реализацию мероприятий, в том числе в рамках федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года". Илюшева М.А. обратилась в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с пакетом документов о включении ее в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Министерством ответчику из средств федерального и областного бюджета была предоставлена социальнаявыплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 878850 руб., в том числе средства федерального бюджета в размере 376650 руб. и средства областного бюджета в размере 502200 руб. на семью из 3 человек. Однако ответчик в нарушение требований программы в сельской местности не проживала и к работе на предприятии агропромышленного комплекса не приступила. В связи с чем сторона истца полагает, что социальные выплаты, предоставленные Илюшевой М.А., были получены ею неправомерно.
Истец просил взыскать с ответчика в пользу Министерства сумму социальной выплаты в размере 878850 руб. в доход бюджета Российской Федерации и бюджета Саратовской области.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 25 октября 2013 г. с Илюшевой М.А. в пользу министерства сельского хозяйства Саратовской области взыскано 878850 руб. социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
В апелляционной жалобе Илюшева М.А. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм Типового положения, поскольку указывает, что на момент выдачи социальной выплаты в 2010 г. ее семья соответствовала установленным требованиям.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области в возражений на жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, не сообщили о причинах неявки и не просили дело слушанием отложить. В связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 г. N 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", а министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно-социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно п. 26 Положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.
Согласно пп. а, б п. 27 Типового положения под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с п. 31 Положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Пунктом 8 Положения установлено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Судом первой инстанции установлено, что 30 апреля 2010 г. Илюшева М.А. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". В заявлении ответчик указала, что планирует улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома в с. Багаевка Саратовского района Саратовской области. С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" ответчик была ознакомлена и приняла на себя обязательство их выполнять.
Как следует из материалов дела, к указанному заявлению Илюшевой М.А. был приложен срочный трудовой договор от 01 апреля 2010 г., заключенный на срок 5 лет с ООО " "данные изъяты"", по условиям которого ответчик принималась на работу на должность экономиста.
Судом первой инстанции установлено, что 17 мая 2010 г. Илюшевой М.А. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, из которого следует, что она является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" на социальную выплату в сумме 878850 руб. на строительство индивидуального жилого дома в "адрес".
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20 августа 2010 г. заключенного Илюшевой М.А., П.Е.А., Ч.А.Е. у продавца Б.Ю.М. был приобретен в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждый) жилой дом с террасой, незавершенный строительством с процентом готовности дома - 72%, террасы - 76%, и земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес"
На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом первой инстанции установлено, что Илюшева М.А., несмотря на заключенный с ООО " "данные изъяты"" договор, к работе в указанном обществе не преступила. Напротив, в период с января 2010 г. по август 2010 г. работала в МУЗ " "данные изъяты"" ( "адрес"); с сентября 2010 г. по июнь 2011 г. - не работала; с июля 2011 г. по декабрь 2011 г. работала в МУЗ " "данные изъяты"" ( "адрес") и в ноябре 2011 г. - в филиале ЗАО " "данные изъяты"".
Таким образом, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Илюшева М.А., как участница Программы, была знакома с ее условиями, касающимися требований к молодой семье, желала участвовать в этой Программе, воспользовалась предоставленными по ее условиям средствами, однако к работе в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности после получения свидетельства не преступила, что повлекло право истца требовать взыскания предоставленных ответчику денежных средств.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что обязательство отработать 5 лет в сельской местности со дня получения свидетельства должно быть оговорено в трехстороннем договоре, который ответчик не заключила, поскольку доводы сводятся к ошибочному толкованию законодательства. Именно такое обязательство содержится в п. 31 Положения, которое применимо к правоотношениям, возникшим между сторонами при предоставлении ответчику социальных выплат.
Также критически суд относится к доводам жалобы о том, что судом не дана оценка листку нетрудоспособности, выданному Илюшевой М.А., поскольку стороной ответчика, в нарушении положений ст. 71 ГПК РФ, указанный документ в подлиннике не представлен. Кроме того, не имеет правового значения то обстоятельство, что ответчик временно была нетрудоспособна, поскольку судом первой инстанции установлено, что Илюшева М.А., в нарушение требований п. 31 Положения так и не приступила к работе на предприятии агропромышленного комплекса.
Разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к ошибочному толкованию законодательства и переоценке доказательств, они не основаны на материалах дела и опровергаются ими. Судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки подробно отражены в решении, и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 25 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Илюшевой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.