Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Шуйской К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Казакова С.Р. к министерству социального развития Саратовской области о признании отказа в начислении доплаты к пенсии недействительным, возложении обязанности назначить доплату к пенсии, по апелляционной жалобе Казакова С.Р. на решение Кировского районного суда г.Саратова от 05 ноября 2013 года, которым Казакову С.Р. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Казакова С.Р., его представителя - адвоката Бурдонова В.С. (ордер N15 от 30.01.2014 г.), поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казаков С.Р. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что в декабре 2002 года он был избран секретарем избирательной комиссии Саратовской области. На момент вступления в указанную должность действовал Закон Саратовской области от 07.07.1999 г. N 27-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области", в соответствии с которым лицам, замещавшим государственные должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии Саратовской области, проработавшим от 1 года до 3 лет устанавливалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не превышала 55 % от суммы денежного содержания по каждой из этих должностей. Данный закон был признан утратившим силу 05.03.2004 г. В настоящее время ежемесячная доплата устанавливается при продолжительности работы от 2 до 4 лет в соответствии с Закон Саратовской области N 12-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области", который был принят 05.03.2004 г. На 04.03.2004 г. он проработал 1 год 2 месяца и 21 день секретарем избирательной комиссии Саратовской области. 08.07.2013 г. он обратился к ответчику с заявлением об оформлении доплаты, 06.08.2013 г. ему было в этом отказано. Просил признать незаконным отказ министерства социального развития Саратовской области в назначении доплаты к установленной пенсии по старости, обязать ответчика применить в отношении него закон, действовавший в период его работы секретарем избирательной комиссии Саратовской области, и установить с 08.07.2013 г. доплату к пенсии по старости в размере 39234 руб. 50 коп. ежемесячно.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Казаков С.Р. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование ссылается на те же доводы, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Считает, что судом неправильно истолкованы нормы закона.
На доводы апелляционной жалобы министерством социального развития Саратовской области принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Казаков С.Р., его представитель - адвокат Бурдонов В.С. поддержали доводы жалобы.
Представитель министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Казаков С.Р. 11.12.2002 г. назначен в порядке перевода на должность секретаря избирательной комиссии Саратовской области состава 1999-2004 г.г. на постоянной (штатной) основе. 25.06.2004 г. истец был освобожден от занимаемой должности в связи с прекращением срока полномочий избирательной комиссии Саратовской области состава 1999-2004 г.г ... Всего истец проработал в должности секретаря избирательной комиссии Саратовской области с 11.12.2002 г. по 25.06.2004 г. - 1 год 6 месяцев 14 дней. 08.05.2013 г. Казакову С.Р. была назначена трудовая пенсия по старости.
В п.3 ст. 22 Закона Саратовской области от 07.06.1999 г. N 27-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области" было установлено, что председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии области, проработавшие не менее одного года и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе - досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Ежемесячная доплата к трудовом пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов от их месячного денежного вознаграждения.
Вышеуказанный закон утратил силу в связи с принятием Закона Саратовской области от 05.03.2004 г. N 12-ЗСО.
Положениями пунктов 1, 2 ст. 18 Закона Саратовской области от 05.03.2004 г. N 12-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области" предусмотрено, что при выходе на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лица, замещавшие должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, не менее двух лет, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, от двух лет до четырех лет (включительно) 55 процентов, свыше четырех лет - 75 процентов установленного законом области месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области. В случае, если лицу, замещавшему должности, указанные в части 1 настоящей статьи, назначены две пенсии, в том числе страховая часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемая на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитывается сумма этих двух пенсий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на подачу документов для оформления ежемесячной доплаты к пенсии возникло у Казакова С.Р. только при выходе на пенсию,- после 08.05.2013 г. На этот период времени действовала новая редакция Закона Саратовской области от 05.03.2004 г. N 12-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области", который предусматривает минимальный срок работы лица, замещавшего должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии области, члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии - не менее двух лет (ст.18).
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку право Казакова С.Р. на подачу документов для оформления ежемесячной доплаты к пенсии возникло только после оформления им пенсии по старости 08.05.2013 г., суд посчитал, что применение в этот период Закона Саратовской области от 7 июня 1999 года N 27-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области", прекратившего свое действие 05.03.2004 г., недопустимо.
Учитывая изложенное районный суд пришел к выводу о том, что общий срок нахождения истца в должности секретаря избирательной комиссии Саратовской области состава 1999-2004 годов на постоянной (штатной) основе составляет 1 год 6 месяцев 14 дней и является недостаточным для получения ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Законом Саратовской области от 05.03.2004 г. N 12-ЗСО "Об избирательной комиссии Саратовской области".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Саратова от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казакова С.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.