Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Шуйской К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Вовка А.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконными, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии, о компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Вовка А.П. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16 сентября 2013 года, которым постановлено отказать в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Вовку А.П.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вовк А.П. обратился в суд с вышеуказанным требованиями, мотивируя тем, что подал в УПФ заявление о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что он работал на работах, связанных с тяжелыми условиями труда. Ему было отказано в назначении льготной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В его специальный стаж не были включены период его работы с 01.06.1999 г. по 11.02.2003 г. в ЗАО " "данные изъяты"" в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций, а также период работы с 01.01.2004 г. по 30.04.2004 г. в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в ООО " "данные изъяты"". Считал, что отказ ответчика нарушает его право на получение пенсионного обеспечения. Просил признать незаконным решение УПФ N1095 от 04.12.2012 г. об отказе ему в назначении данной пенсии, а также протокол комиссии УПФ N2395 от 04.12.2012 г., возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды времени в его специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 04.09.2012 г. Также просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Вовк А.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что судом неверно оценены доказательства. Указывает, что свидетели привели примеры мест и объектов их работы, её специфику.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со пп 2. п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173 - ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п.п. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", код 2290000а-14612, поименованы: "монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
Из трудовой книжки Вовка А.П., архивной справки N 95 от 04.02.2013 г. следует, что он 01.06.1999 г. принят в ЗАО " "данные изъяты"" монтажником стальных и железобетонных конструкций монтажно-ремонтного участка, уволен 11.02.2003 г. 12.02.2003 г. принят в ООО " "данные изъяты"" монтажником стальных и железобетонных конструкций, уволен 30.04.2004 г. В личной карточке Формы N Т-2 указано, что Вовк А.П. с 01.06.1999 г. пo 11.02.2003г. работал в ЗАО " "данные изъяты"" монтажником по монтажу стальных и бетонных конструкций (л.д.32).
Вовк А.П., 18.09.1955 года рождения, 04.09.2012 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением УПФ от N1095 от 04.12.2012 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, при этом указано, что он имеет 35 лет 1 месяц 16 дней страхового стажа, а также стаж на соответствующих видах работ - 3 года 1 месяц 3 дня.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что в соответствии с актом документальной перепроверки обоснованности представления перечня рабочих мест, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, по ЗАО " "данные изъяты"" от 19.10.2005 г., проведенной специалистами УПФ и ЗАО " "данные изъяты"" за период с 1999 г. по 2004 г., установлено, что согласно рабочих инструкций монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций занимается выполнением простых работ при монтаже и укрупнительной сборке стальных и сборных бетонных и железобетонных конструкций (монтаж сборных перегородок и внутренних стен из гипсовых панелей на металлическом каркасе, отепление бетонных и железобетонных конструкций, временное крепление конструкций и т.д.). Согласно представленным договорам и сметам на выполнение работ за 1999-2004 г.г. не подтверждается постоянная и полная занятость на работах предусмотренных Списком N 1, 2 (основными видами работ является ремонт технологического оборудования, что не относится к строительно-монтажным работам). Вывод: исключить из перечня рабочих мест, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п. п. 1, 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в том числе монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций за 1999 - 2004 г.г.
Суд посчитал, что организация-работодатель не подтвердила документально за 1999-2004 г.г. полной занятости монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций выполнением работ, предусмотренных на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, а потому пришёл к выводу о законности невключения в специальный стаж истца периода его работы с 01.06.1999г. по 11.02.2003г. в ЗАО " "данные изъяты"".
Поскольку работодатель ООО " "данные изъяты"" в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные сведения на истца подавал без указания кода льготной профессии, поэтому период с 01.01.2004 г. по 30.04.2004 г. не подлежит включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Исходя из положений ст. ст. 12, 56 ГПК РФ истцу следовало доказать не только обстоятельство, что наименование его должности поименовано в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, но и то, что предприятия, в которых он работал, занимались строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом зданий, сооружений и других объектов, что он, являясь монтажником по монтажу стальных и бетонных конструкций, был занят на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Как видно из материалов дела, истец не представил суду доказательств того, что предприятия, в которых он работал, занимались строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом зданий, сооружений и других объектов, а он, являясь монтажником по монтажу стальных и бетонных конструкций, был занят на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Боле того, в соответствии с актом документальной перепроверки обоснованности представления перечня рабочих мест, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, по ЗАО " "данные изъяты"" от 19.10.2005 г., проведенной специалистами УПФ и ЗАО " "данные изъяты"" за период с 1999 г. по 2004 г., установлено, что основными видами работ, которые осуществляло ЗАО " "данные изъяты"", является ремонт технологического оборудования, что не относится к строительно-монтажным работам.
В силу пп.2 п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. N 258н (далее - Порядок), в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно п.3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В п. 4 Порядка установлено, что, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из п.6 Порядка следует, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.13, раздела III "Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица" Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Из материалов дела следует, что истцом доказательств, на которые указано в вышеуказанных положениях Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. N 258н, не представлено.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Довод жалобы о том, что характер работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями, является несостоятельным, поскольку в силу п.3 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 3 Порядка характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вовка А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.