Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Песковой Ж.А., Совкича А.П.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамоновой А.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артамонова А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - ГУ УПФ РФ в Балаковском районе) и просила признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области от "дата" N (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "дата" N N) в части исключения из стажа Артамоновой А.И. на соответствующих видах работ в календарном исчислении периодов работы с "дата" по "дата" в Центре личного и общественного здоровья в должности врача по контролю за занимающимися физкультурой и спортом, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и в отпуске по уходу за ребёнком с "дата" по "дата" в льготном исчислении год работы как год и три месяца, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"; возложить на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе обязанность включить Артамоновой А.И. в стаж на соответствующих видах работ указанные выше периоды работ; возложить на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе обязанность назначить Артамоновой А.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения к ответчику с "дата".
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года требования Артамоновой А.И. удовлетворены полностью.
ГУ УПФ РФ в Балаковском районе, не согласившись с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить в части включения Артамоновой А.И. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в льготном исчислении год работы как год и три месяца, а также в части назначения Артамоновой А.И. досрочной трудовой пенсии по старости с "дата", и принять новое решение, которым отказать Артамоновой А.И. в удовлетворении указанных исковых требований.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим изменению в части и отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как следует из материалов дела в период с "дата" по "дата" Артамонова А.И. работала в Центре личного и общественного здоровья в должности врача по контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
Период работы Артамоновой А.И. в указанной должности относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
В спорный период действовали утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в должности врачей, независимо от наименования должности в лечебно-профилактических учреждениях всех типов и наименований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении Артамоновой А.И. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью периода работы с "дата" по "дата" в Центре личного и общественного здоровья в должности врача по контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
Как следует из материалов дела, в период с "дата" по "дата" Артамонова А.И. работала в сельской "данные изъяты" участковой больнице в должности врача-педиатра. С "дата" по "дата" Артамонова А.И. находилась в отпуске по беременности и родам, а с "дата" по "дата" она находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении Артамоновой А.И. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью периода нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с "дата" по "дата" в льготном исчислении год работы как год и 3 месяца, поскольку данный вывод основан на нормах статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, согласно которой указанные периоды включались в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, действовавшей до вступление в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае, назначения пенсии на льготных условиях.
С учётом положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, судом правильно сделан вывод о включении Артамоновой А.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, периодов её нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", поскольку в эти периоды за ней сохранялось место работы (должность) и заработная плата за полный рабочий день. Кроме того, в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, курсы повышения квалификации не указаны.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области от "дата" N (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "дата" N N) в части исключения из стажа Артамоновой А.И. приведённых выше периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о включении Артамоновой А.И. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в льготном исчислении год работы как год и три месяца, поскольку как следует из материалов дела, в указанные периоды времени Артамонова А.И. осуществляла лечебную деятельность в городе Балаково, а не в сельской местности. Следовательно правовых оснований для включения указанных периодов в льготном исчислении не имелось.
Кроме того, с учётом включения Артамоновой А.И. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности указанных выше периодов работы, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в календарном исчислении, на момент обращения Артамоновой А.А. в ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области "дата" она не имела 30 лет стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В этой связи у суда первой инстанции также не имелось законных оснований для возложения на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области обязанности назначить Артамоновой А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата".
Исходя из изложенного судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции основанным на неправильном толковании норм права, и в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении настоящего гражданского дела, используя полномочие, предоставленное пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года изменить в части возложения на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области обязанности включить Артамоновой А.И. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в льготном исчислении год работы как год и три месяца, включив указанные периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в календарном исчислении. Также судебная коллегия считает необходимым отменить решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года в части возложения на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области обязанности назначить Артамоновой А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата" и принять новое решение, которым в удовлетворении иска Артамоновой А.И. в данной части отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года изменить в части возложения на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области обязанности включить Артамоновой А.И. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в льготном исчислении год работы как год и три месяца, включив указанные периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в календарном исчислении.
Решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года отменить в части возложения на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области обязанности назначить Артамоновой А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата" и принять новое решение, которым в удовлетворении иска Артамоновой А.И. в данной части отказать.
В остальной части решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06 ноября 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.