Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Песковой Ж.А., Совкича А.П.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой М.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии, по апелляционной жалобе Кузнецовой М.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - ГУ УПФ РФ в Балаковском районе) и просила признать недействительным решение ГУ УПФ РФ в Балаковском районе от "дата" N N; возложить на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе обязанность включить ей в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью период работы с 18 марта 1992 года по 20 мая 1996 года в должности фельдшера здравпункта в совместном предприятии " "данные изъяты"" (акционерное общество закрытого типа " "данные изъяты"", акционерное общество открытого типа " "данные изъяты"" - " "данные изъяты""); возложить на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе обязанность назначить и производить выплату досрочной пенсии по старости, начиная с "дата".
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований Кузнецовой М.В. отказано.
Кузнецова М.В., не согласившись с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, что при принятии решения судом допущены существенные нарушения норм материального права, а также выводы суда опровергаются материалами дела.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в должности фельдшера в здравпунктах не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.
Как следует из трудовой книжки Кузнецовой М.В. и архивной справки от "дата" N N, приказом от "дата" N N, Кузнецова М.В. была принята в совместное предприятие " "данные изъяты"" фельдшером в здравпункт. Аналогичные сведения содержатся в личной карточке работника.
Согласно приказам о штатном замещении по предприятию за 1993-1995 годы, предусмотрены должности заведующего здравпунктом и фельдшера.
Как указано в акте санитарного обследования от 29 ноября 1994 года, составленном помощником санитарного врача Балаковской санэпидстанции ФИО8, на момент проверки на территории указанного предприятия действовал медпункт, обслуживаемый фельдшером.
Как показала допрошенная в судебном заседании "дата" свидетель ФИО2, в спорный период времени она работала на совместном предприятии " "данные изъяты"" в должности заведующего здравпунктом. Кузнецова М.В. работала в здравпункте в должности фельдшера. Первоначально здравпункт размещался в вагончиках, затем выделили 3 кабинета в административном корпусе: приемная, физкабинет и процедурный кабинет.
Показания свидетеля последовательны, конкретны, согласуются с приведёнными выше письменными доказательствами, не верить показаниям свидетеля нет оснований.
Оценив представленные доказательства и учитывая, что на совместном предприятии " "данные изъяты"" были созданы должности заведующего здравпунктом и фельдшера, учитывая, что Кузнецова М.В. была принята на работу фельдшером в здравпункт, также учитывая, что в помещениях здравпункта имелись приемная, физкабинет и процедурный кабинет, судебная коллегия приходит к выводу, что на совместном предприятии " "данные изъяты"" (акционерное общество закрытого типа " "данные изъяты"", акционерное общество открытого типа " "данные изъяты"" - " "данные изъяты"") действовал здравпункт, который являлся структурным подразделением данной организации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о не подтверждении наличия здравпункта как структурного подразделения на совместном предприятии " "данные изъяты"" в спорный период времени.
Поскольку в период с 18 марта 1992 года по 20 мая 1996 года Кузнецова М.В. работала в должности фельдшера в здравпункте, являвшемся структурным подразделением совместного предприятия " "данные изъяты"" (акционерное общество закрытого типа " "данные изъяты"", акционерное общество открытого типа " "данные изъяты"" - " "данные изъяты""), судебная коллегия считает, что данный период подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.
Период нахождения Кузнецовой М.В. в отпуске по уходу за ребёнком с "дата" по "дата" также подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, исходя из следующего.
Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР, в редакции указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года, предусматривала, что кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребёнком женщине, по её заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Этот отпуск может быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" повсеместно с 01 декабря 1989 года увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет и установлено, что указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с разъяснениями от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет", данными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с секретариатом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, указанные отпуска предоставляются по заявлению женщины полностью или по частям в пределах установленного срока, и оформляются приказом (распоряжением) администрации.
Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1, вступившим в силу 06 октября 1992 года, были внесены изменения в Кодекс законов о труде РСФСР, и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В этой связи, учитывая, что действующим в спорный период времени законодательством предусматривалась возможность предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет полностью или по частям в пределах установленного срока, как следует из материалов дела отпуск по уходу за ребёнком, представленный Кузнецовой М.В. начался "дата", то есть до "дата", и все части отпуска она использовала до достижения ребёнком трёхлетнего возраста до "дата", судебная коллегия считает, что прерывание Кузнецовой М.В. данного отпуска выходом на работу в период с 01 июня по 28 сентября 1994 года не влияет на её право на включение спорного периода в соответствующий стаж, поскольку иное противоречило бы положениям статей 19, 55 Конституции Российской Федерации и ставило бы истца в неравное положение по сравнению с теми лицами, которые также воспользовались своим правом на получение отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, но не делили отпуск на части.
Как следует из материалов дела, "дата" Кузнецова М.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в чём ей решением ГУ УПФ РФ в Балаковском районе от "дата" N (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "дата" N N) отказано.
Исходя из положений пункта 1 статьи 18 и статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
Поскольку с учётом включения спорного периода в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, право на трудовую пенсию возникло у Кузнецовой М.В. с "дата", до принятия пенсионным органом решения об отказе в назначении пенсии, судебная коллегия считает возможным признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Балаковском районе от "дата" N (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "дата" N N) и возложить на ГУ УПФ РФ в Балаковском районе обязанность назначить Кузнецовой М.В. с "дата" трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.
Исходя из изложенного судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Кузнецовой М.В. основанным на неправильном толковании приведённых выше норм права, а также не соответствующим обстоятельствам дела, и в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении настоящего гражданского дела, используя полномочие, предоставленное пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2013 года отменить полностью и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования Кузнецовой М.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2013 года отменить полностью.
Принять новое решение, которым иск Кузнецовой М.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области от "дата" N (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от "дата" N N) об отказе в назначении Кузнецовой М.В. досрочной трудовой пенсии по старости.
Включить Кузнецовой М.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью период работы с 18 марта 1992 года по 20 мая 1996 года в должности фельдшера здравпункта в совместном предприятии " "данные изъяты"" (акционерное общество закрытого типа " "данные изъяты"", акционерное общество открытого типа " "данные изъяты"" - " "данные изъяты"").
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области обязанность назначить Кузнецовой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с "дата".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.