Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Мележик Л.М., Перовой Т.А.,
при секретаре Каланиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску Мордвиновой О.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконными действий по исключению молодой семьи из списка, возложении обязанности по восстановлению в списке, по апелляционной жалобе Мордвиновой О.В. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 октября 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова Дмитриевой М.Ю., возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мордвинова О.В. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконными действий по исключению молодой семьи из списка, возложении обязанности по восстановлению в списке, в обоснование которых ссылалась на то, что 23 сентября 2010 г. их семья, состоящая из трех человек, была признана нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 г. 30 сентября 2011 г. ее семья, состоящая к этому времени из 4 человек, была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 гг. и включена в списки претендентов на получение социальной выплаты в рамках данной подпрограммы. 10 июня 2013 г. комитет по управлению имуществом г. Саратов сообщил истцу, что семья исключена из списка участников подпрограммы в связи с тем, что не утвержден список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 г., а ее муж М.О.В. достиг предельного возраста 36 лет.
Истец с учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным п. 1.1.6 постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" по исключению из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. молодых семей, как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050; признать незаконными действия комитета по управлению имуществом г. Саратова по исключению истца и ее семьи из списка участников подпрограммы и обязать комитет по управлению имуществом г. Саратова восстановить ее семью в списке участников подпрограммы.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 01 октября 2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Мордвинова О.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Автор жалобы полагает, что судом нарушены нормы материального права, неправильно истолкован и применен закон. В доводах жалобы истец указывает, что на момент утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году ее семья соответствовала всем требованиям, необходимым для получения такой выплаты. Возможность исключения граждан из числа участников программы Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не предусмотрена. В связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имелось.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело слушанием отложить. Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 гг., включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Судом первой инстанции установлено, что 23 июня 2009 г. Мордвинова О.В. и ее семья, состоящая из 3-х человек, признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 11). 23 июня 2009 г. семья истца была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 г. (л.д. 10).
На основании заявления Мордвиновой О.В. 30 сентября 2011 г. ее семья, состоящая из 4-х человек, была признаны участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
Как следует из пункта 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
На основании п. 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
На основании п. 1.1.6 постановления администрации МО "Город Саратов" N 1042 "О взаимодействии структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов" в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" комитет по управлению имуществом города Саратова до 1 сентября года, предшествующего планируемому исключает из участников Подпрограммы молодые семьи, не соответствующие условиям, установленным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050".
Как следует из материалов дела, письмом комитета по управлению имуществом города Саратова от 10 июня 2012 г. Мордвиновой О.В. было сообщено об исключении ее семьи из списка участников указанной подпрограммы, в связи с тем, что список претендентов на получение социальной выплаты в текущем году не утвержден, а также в связи с достижением ее мужа М.О.В. возраста 36 лет.
Учитывая, что федеральное законодательство (пункт 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) предусматривает в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году; порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следует признать, что оспариваемый Мордвиновой О.В. пункт 1.1.6 постановления администрации МО "Город Саратов", предусматривающий исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае, если будет установлено отсутствие у нее оснований для участия в подпрограмме, не противоречит федеральному законодательству.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку на момент исключения семьи истца из списка участников подпрограммы, ее муж достиг возраста 36 лет.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отказе в иске правомерными, поскольку они подтверждены материалами дела, соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего данные общественные отношения.
Доводы жалобы истца о том, что ее семья должна соответствовать требованиям для признания участницей подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", судебная коллегия считает не основанными на законе, поскольку законодательство Российской Федерации и Саратовской области предусматривает порядок ежегодного формирования списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году. В связи с чем ответчик обоснованно принял решение об исключении из льготного списка на участие в подпрограмме семьи истца, так как данная семья перестала отвечать предусмотренным условиям, поскольку возраст участников подпрограммы в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мордвиновой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.