Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Королёвой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Подкидышевой А.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Подкидышевой А.П. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 октября 2013 года, которым Подкидышевой А.П. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Подкидышевой А.П., поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области (далее - УПФ) Тузовой Ю.П. (доверенность от 09.01.2014 г.), полагавшей решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подкидышева А.П. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что она с 1991 года является пенсионером. На момент первичного назначения пенсии продолжительность общего трудового стажа составляла 43 года, в том числе в районах Крайнего Севера 15 лет 8 месяцев 27 дней. На 01.01.1992 г. размер ее пенсии составил 615 руб. 60 коп., из которых: 513 руб. - минимальный размер пенсии; 102 руб. 60 коп. - увеличение на 20 % за выработанный сверх требуемого стаж. Расчет пенсии был произведен с учетом районного коэффициента 1,5, применяемого к заработной плате лиц, работавших в Ненецком автономном округе, на период проживания в этом районе (постановление Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 22.11.1960 г. N 1296/30). Размер ее трудовой пенсии по старости был исчислен по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С 01.01.2010 г. в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2009 г. N 213-ФЗ) была проведена валоризация (повышение денежной оценки) пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 01.01.2002 г. Процент валоризации при определении размера ее пенсии составил 44%(10% + 34% за стаж до 1991 г.). Величина расчетного пенсионного капитала, исчисленного с учетом продолжительности трудового стажа и величины заработка за период до 01.01.2002 г. составила 221542 руб. 56 коп. Сумма валоризации с 01.01.2010 г. составила 221542 руб. 56 коп. х 44 % = 97478 руб. 72 коп. Размер прибавки с 01.01.2010 г. = 97478 руб. 72 коп. /144 мес. (ожидаемый период выплаты пенсии) х 3,6784 (суммарный коэффициент индексации страховой части) = 2490 руб. 03 коп. Размер ее трудовой пенсии по старости с 01.01.2010 г. составил 11992 руб. 25 коп. С учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 18.03.2010 г. N 167, от 26.01.2011 г. N 21, от 25.01.2012 г. N 4, от 27.03.2012 г. N 237, от 23.01.2013 г. N 26, от 27.03.2013 г. N 264 об утверждении коэффициента дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в результате индексаций размер ее пенсии с 01.04.2013 г. составляет "данные изъяты". Считала, что расчёт ее пенсии произведен неправильно и его необходимо произвести следующим образом.
Размер ее средней заработной платы за периоды 1989, 1990, 1991 гг. согласно справке N 1 составляет 667 рублей 90 копеек. Размер средней заработной платы по стране в указанные периоды равен 303 рубля 90 копеек. Отношение заработной платы 2,204, ограничитель 1,9.
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП. Стажевый коэффициент 0,75. РП= 0,75x667:303x1671=2762,16. РП = 0,75x1617x1,9=2 381,17 - пенсия ПК =(2381,17- 450)х144=278 064 - пенсионный капитал РПК с валоризацией.
РПК=(278064х1,53x3,67): 144= 10 842,76 - страховая часть пенсии. П= 10842,76+3843=14685,76.
Таким образом, размер ее пенсии по состоянию на 01.01.2010 г. должен составлять 14685 руб. 76 коп. С учетом последующих коэффициентов дополнительного увеличения размера пенсии, с 01.04.2013 г. размер ее пенсии должен составлять 20694 руб. 85 коп.
Истец указала, что наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы, предусматривается включение в специальный стаж периодов общественно- полезной деятельности. Такие периоды включались в трудовой стаж при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах по спискам работ N1 и N2, утвержденным в 1956 г. (изменение и дополнение, положение в РСФСР от 04.10.1991 г; постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N516, от 18.07.2002 г. N537, от 24.07.2002 г. N555). На момент прекращения трудовой деятельности, то есть в 1992 г., она выработала необходимый трудовой и специальный стаж, который требовался по закону для назначения пенсии (40 лет общего стажа = 0,75%, по списку работ N2 = 0,75% (специальный) за работу на Крайнем Севере = 0,75%).
Считала, что на 01.01.2002 г. продолжительность её общего трудового стажа составила 45 лет 4 месяца 1 день, в том числе 15 лет 8 месяцев 27 дней - периоды работы в районах Крайнего Севера. Исходя из общего трудового стажа, стажевый коэффициент составляет 0,75: 45 лет - 20 лет = 25 лет, за 20 лет - 0, 55; 25 лет х 0,01 =0,25; 0,55 + 0,25 = 0,8, максимальное повышение не более 0,2, то есть 0,75. Однако ответчиком пенсия исчислена с применением стажевого коэффициента 0,71.
С учетом уточнения исковых требований, просила обязать ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с 01.01.2002 г., исходя из общего трудового стажа 45 лет 4 месяца 1 день, с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате РФ в размере 1,9; выплатить в её пользу разницу между подлежащей выплате пенсии с учетом общего трудового стажа 45 лет 4 мес. 1 день, с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,9 и фактически выплаченной пенсией, за период с 01.01.2002 г. по день вынесения решения.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Подкидышева А.П. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении её требований. В обоснование ссылается на те же доводы, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Считает, что судом неправильно истолкованы нормы закона, нарушены нормы процессуального права.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Подкидышева А.П. поддержала доводы жалобы, представитель УПФ Тузова Ю.П. полагала решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 23.06.1991 г. Подкидышевой А.П. решением комиссии по назначению пенсий при исполкоме Ненецкого окружного Совета народных депутатов Архангельской области была назначена пенсия по возрасту в соответствии с п. 15 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
С 01.09.1993 г. в связи с переменой места жительства выплата пенсии Подкидышевой А.П. производилась Саратовским УСЗН Саратовской области.
С 01.04.1996 г. в связи с переменой места жительства выплата пенсии Подкидышевой производилась на территории Энгельсского муниципального образования.
С 01.01.2002 г. трудовая пенсия по старости Подкидышевой А.П. исчислена по нормам Федерального закона N173-Ф3 от 17.12.2001 г.
Базовая часть пенсии была установлена в размере 450 руб. (статья 14 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001).
Расчет страховой части пенсии на 01.01.2002 г. произведен следующим образом: РП = 0,71 (стажевый коэффициент) х 1,7 (соотношение заработков) х 1671руб. = 2016 руб. 90 коп.; ПК=2016 руб. 90 коп. - 450 руб.= 1566 руб. 90 коп. х 144 мес.= 225633 руб. 60 коп.; СЧ=225633 руб. 60 коп./144 мес.= 1566 руб. 90 коп.
Размер пенсии на 01.01.2002 г. = 450 руб.(базовая часть) + 1566 руб. коп. (страховая часть) =2016 руб. 90 коп.
С учетом индексации размер пенсии Подкидышевой А.П. с 01.04.2013 г. составил "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям неприменимо постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 г. N 292/8, устанавливающее к заработной плате для работников геологических и топографно-геологических организаций районный коэффициент 1,8, на которое ссылается истец.
Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20.11.1990 г. и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 г.
В соответствии со ст. 112 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Установление повышенного коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом сложности производственных условий и применялся для увеличения заработной платы в целях привлечения работников), поэтому данный коэффициент не является районным коэффициентом, который устанавливается в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, проживающих в этих районах.
Источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу ст. 16 этого же закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Районный коэффициент, фактически начисленный к заработной плате на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации, учитывается при определении среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) (ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Повышенное соотношение заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, предусмотренное п.2 ст. 30 названного Федерального закона (ЗР/ЗП - 1,4; 1,7; 1,9) для определения размера пенсии (РП) определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).
На основании ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1 от 19.02.1993 г. (в редакции до 22.08.2004 г.) районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г N 213-ФЗ) для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с разъяснением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами районов и местностей", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ N22 от 22.04.2003 г., повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, если они по состоянию на 01.01.2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Статья 30 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) также предусматривает определение размера пенсий с применением соответствующего районного коэффициента для граждан, проживающих в районах, где к заработной плате установлен районный коэффициент. Статья 10 вышеуказанного Закона устанавливает порядок выплаты и установления размеров районных коэффициентов.
Из разъяснения, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 01.06.1999 г. N11 "О порядке применения ст.112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" и статей 30, 31 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 25.06.1999 г. N 1815, следует, что при установлении пенсии подлежит учету единый районный коэффициент для всех производственных и непроизводственных отраслей. Применение отраслевых районных коэффициентов приведенные выше законы и нормативный акт не предусматривают.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. N 380/П-18 установлен районный коэффициент 1,5 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Ненецком округе. В частности, в городе Нарьян -Map, он равен 1,5.
Районные коэффициенты, введенные постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 г. N 292/8, устанавливающие к заработной плате для работников геологических и топографно-геологических организаций районный коэффициент 1,8 для работников, не является единым районным коэффициентом, о котором указано в ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", так как он устанавливался лишь для определенной категории работников геологических и топографно-геологических организаций, то есть являлся отраслевым коэффициентом.
В соответствии со ст. 10 вышеназванного Закона РФ от 19.02.1993г. N 4520-1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый районный коэффициент к заработной плате для всех производственных и непроизводственных отраслей. При этом данный районный коэффициент и порядок его выплаты, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должен быть установлен на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.
Поскольку до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, на основании которых, в целях пенсионного обеспечения, применяется районный коэффициент, установленный в централизованном "порядке для непроизводственной сферы, который составляет для Ненецкого округа - 1,5.
Также в рассматриваемой ситуации подлежит применению п. 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 г. N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 г. N 884), в соответствии с которым в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях, пенсия, пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Доводы Подкидышевой А.П. о том, что её работа протекала в Ненецком округе на предприятии, где к заработной плате выплачивался районный коэффициент 1,8, установленный для Ненецкого национального округа Архангельской области, районный суд посчитал несостоятельным, так как в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать повышенные размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,8 установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не является единым районным коэффициентом, который устанавливается в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о котором указано в ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Ссылка Подкидышевой А.П. на постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 г. N 298/8 "О районных коэффициентах к заработной плате работников геологических и топографо-геодезических организаций и предприятий" является несостоятельной, поскольку указанный документ касается коэффициентов к заработной плате, установленных в повышенных размерах в виде исключения для работников отдельной отрасли и для отдельных территорий, расходы на которые осуществляются в пределах фонда заработной платы за счет средств предприятий и организаций.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 21.12.2006 г. N 577-О, федеральный законодатель установил в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" перерасчет размера трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения при условии одновременного предоставления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
В Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области от истца не поступало заявления о перерасчете размера трудовой пенсии исходя из трудового стажа 45 лет 4 месяца 1 день.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в РКС и МКС, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, определены в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 г. N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 г. N 25-23/5995, действовавшем на период назначения истцу пенсии. При этом, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей г. Ухта Республики Коми и южной части Ханты-Мансийского автономного округа установлен районный коэффициент к заработной плате 1,3, а для северной части Ханты-Мансийского автономного округа - 1,5.
На основании исследованного судебной коллегией пенсионного дела Подкидышевой А.П. установлено, что выводы суда об отсутствии нарушений пенсионных прав истца соответствуют установленным обстоятельствам дела. При этом из пенсионного дела не следует, что истец имеет трудовой (страховой) стаж в объёме 45 лет 4 месяца 1 день.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Подкидышевой А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.