Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ретунской Н.В.,
судей Перовой Т.А. и Бугаевой Е.М.
при секретаре Хисяметдиновой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к Лариной Н.А. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности по апелляционной жалобе Лариной Н.А. на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 25 ноября 2013 года (с учетом определения об исправлении описки от 17 января 2014 года).
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения Лариной Н.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя министерства сельского хозяйства Саратовской области - Агакшиева М.Ш., возражавшего против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) обратилось в суд с иском (уточненным) к Лариной Н.А. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. Требования мотивированы тем, что Министерство осуществляет реализацию мероприятий, в том числе в рамках федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года". Ларина Н.А. обратилась в администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области с пакетом документов о включении ее в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Министерством из средств федерального и областного бюджета Лариной Н.А. предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере "данные изъяты" руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере "данные изъяты" руб. и средств областного бюджета в размере "данные изъяты" руб. на семью из 1 человека. Согласно договору купли-продажи квартиры от 09.08.2011 г. Ларина Н.А. приобрела в "адрес" квартиру площадью 41,4 кв.м за "данные изъяты" руб., то есть из расчета "данные изъяты" руб. 80 коп. за 1 кв.м. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья для Татищевского района составила "данные изъяты" руб. Исходя из состава семьи Лариной Н.А. размер субсидии должен был составить "данные изъяты" руб. 68 коп. ( "данные изъяты" руб. 80 коп. * 33 кв.м * 70%). Таким образом, излишне полученная ответчиком социальная выплата составила "данные изъяты" руб. 32 коп. ( "данные изъяты" руб. - "данные изъяты" руб. 68 коп.). Просит взыскать с Лариной Н.А. в бюджеты РФ и Саратовской области в лице Министерства социальную выплату в размере "данные изъяты" руб. 32 коп., из них в бюджет РФ - "данные изъяты" руб. 38 коп. и в бюджет Саратовской области - "данные изъяты" руб. 04 коп.
Решением Татищевского районного суда Саратовской области исковые требования министерства сельского хозяйства Саратовской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ларина Н.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований министерству сельского хозяйства Саратовской области отказать в полном объеме. Считает, что данное решение незаконно и необоснованно; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права. По мнению автора жалобы, суд должен был применить положения ст. 1109 ГК РФ.
Учитывая мнение участников процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании Ларина Н.А. поддержала доводы жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований министерству сельского хозяйства Саратовской области отказать в полном объеме.
Представитель министерства сельского хозяйства Саратовской области Агакшиев М.Ш. возражал против отмены решения суда.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" и министерство сельского хозяйства РФ утверждено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений данная программа именовалась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".
В соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", дополненной приложением N 16 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", и Приложением N1 "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" Ларина Н.А. признана участником вышеуказанной программы.
В соответствии с п. 26 Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Положения.
Согласно п. 9 Положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1 кв.м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 02.02.2011 г. N средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений в Татищевском муниципальном районе Саратовской области для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для расчета социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения на 1 и 2 квартал 2011 г. составляет "данные изъяты" руб. (л.д. 42-45).
Платежными поручениями от 03.09.2011 г. и 06.09.2011 г. Лариной Н.А. министерством перечислены "данные изъяты" руб. и "данные изъяты". соответственно из бюджетов Саратовской области и Российской Федерации (л.д. 22, 71).
На основании договора купли-продажи квартиры от 09.08.2011 г. Ларина Н.А. приобрела в собственность квартиру общей площадью 41,4 кв.м, по адресу: "адрес", по цене "данные изъяты" руб. (л.д. 8-10).
Истец просил взыскать с ответчика разницу ( "данные изъяты" руб. 32 коп.) между предоставленной суммой социальной выплаты на приобретение жилья в размере "данные изъяты" руб. и положенной субсидией, исходя из стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади для состава семьи из 1 человека ( "данные изъяты"/41,4 * 33 * 70%).
Поскольку размер социальной выплаты Лариной Н.А. рассчитан неверно, фактическая стоимость квадратного метра приобретенного жилого помещения составила "данные изъяты" руб. 80 коп. ( "данные изъяты" руб./41,4 кв.м), соответственно, размер социальной выплаты подлежал перерасчету.
Действия Лариной Н.А. не носят виновный характер, поскольку на получателя средств не возложена обязанность по осуществлению расчета/перерасчета размера социальной выплаты. Вместе с тем судебная коллегия находит, что со стороны Лариной Н.А. имело место неосновательное обогащение.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что Ларина Н.А. получила социальную выплату в размере "данные изъяты" руб., превышающем размер, установленный законодательством, соответственно сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату, исходя из следующего расчета:
"данные изъяты" руб. - общая сумма предоставленной субсидии
"данные изъяты" руб./41,4 кв.м = "данные изъяты" руб. 80 коп. (стоимость квадратного метра приобретенного жилого помещения)
"данные изъяты" руб. 80 коп. * 33 кв.м = "данные изъяты" руб. 40 коп. (стоимость жилья из расчета положенной площади жилого помещения на количество членов семьи)
70% составляет: "данные изъяты" руб. 68 коп. (подлежащая предоставлению сумма субсидии)
"данные изъяты" руб. - "данные изъяты" руб. 68 коп. = "данные изъяты" руб. 32 коп. (переплаченная сумма субсидии)
Таким образом, на основании изложенного судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что на ответчика следует возложить обязанность по выплате неосновательного обогащения в бюджет РФ - "данные изъяты" руб. 40 коп., в бюджет Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области - "данные изъяты" руб. 92 коп.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к ошибочному толкованию законодательства, правовой природы возникших правоотношений и переоценке доказательств, они не основаны на материалах дела и опровергаются ими. Судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки судом подробно отражены в решении, и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 25 ноября 2013 года с учетом определения об исправлении описки от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.