Решение Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N ГКПИ10-498 О признании недействующим абзаца девятого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239

Решение Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N ГКПИ10-498

 

Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визум" о признании недействующим абзаца девятого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 13 марта 1995 г., N 11, ст. 997, "Российской газете", N 53, 16 марта 1995 г.

Абзацем девятым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения (абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 (ред. 30.12.2009 г.)).

ООО "Визум" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца девятого Перечня в части применения государственного регулирования к отношениям по поставке изделий медицинского назначения. Как указывает заявитель, Перечень в оспариваемой части противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права заявителя на свободу предпринимательской деятельности.

В суде представители ООО "Визум" С.И.Д. и Г.О.А. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 13 мая 2010 г. N СС-П12-3151).

Представители Правительства Российской Федерации Е.Ю.В. и М.И.И. не возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует действующему законодательству в связи с чем подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239", предусматривающий исключение абзаца девятого Перечня.

Выслушав объяснения представителей ООО "Визум", Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.A., полагавшего заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оспариваемое постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1).

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 февраля 2010 г., хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, предоставлено право самостоятельно определять цены на проливаемые товары (пункт 8 часть 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).

Из приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании Федерального закона.

Оспариваемая заявителем правовая норма, в части предоставления органам государственной власти права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки на изделия медицинского назначения, противоречит вышеприведенным законоположениям, поскольку отсутствует Федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медицинского назначения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Визум" - удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац девятый Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239, в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась норма, предоставляющая регионам право вводить госрегулирование тарифов и надбавок к ценам на изделия медназначения.

ВС РФ счел это положение незаконным и разъяснил следующее.

ГК РФ закрепляет, что исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами власти, применяются в предусмотренных законом случаях.

Таким образом, госрегулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ним возможно только на основании федерального закона.

Между тем оспариваемая норма противоречит этому требованию, поскольку федеральный закон, предусматривающий госрегулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медназначения, отсутствует.

С учетом этого данное положение признается недействующим.


Решение Верховного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N ГКПИ10-498


Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)