Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 ноября 2013 г. по делу N 33А-3513/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И. и Гришина С.В.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего Черноморским флотом на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г., которым удовлетворено заявление военнослужащей войсковой части N "данные изъяты" Карповой Натальи Александровны об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с невыплатой денежных средств.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., объяснения представителя командующего Черноморским флотом - Кононова Н.Г. в обоснование доводов жалобы и представителя заявителя - Козака Е.В., возражавшего против изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карповой, находящейся с ДД.ММ.ГГГГ г. в распоряжении командующего Черноморским флотом с содержанием при войсковой части N, выплата дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г., предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, не произведена.
Карпова обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила обязать командира войсковой части N в качестве упущенной выгоды выплатить неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты".
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда заявление военнослужащей удовлетворено. Суд признал незаконными указанные действия командира войсковой части N и обязал должностное лицо выплатить заявителю в качестве материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель командирующего Черноморским флотом просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, он указывает, что заявитель состоит в распоряжении командующего Черноморским флотом с содержанием при войсковой части N, которым рапорт на материальное стимулирование заявителя не подан. Поэтому наделенный полномочиями производить заявителю дополнительное материальное стимулирование командующий Черноморским флотом соответствующий приказ в отношении него не издавал. Суд, не установив факта исполнения военнослужащим должностных обязанностей, важность и сложность выполненных им задач, самостоятельно определил заявителю размер дополнительного материального стимулирования, чем вторгся в компетенцию командира войсковой части N и командующего Черноморским флотом, которых к участию в деле не привлек.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные представителем должностного лица доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Поскольку командующий Черноморским флотом к участию в данном деле не привлекался, то решение гарнизонного военного суда на основании положений ч. 4 и 5 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а дело - рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" кроме выплат, предусмотренных названной статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В рамках предоставленных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" полномочий Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
Указанным приказом утверждён порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим дополнительного материального стимулирования.
Согласно N названного порядка данная выплата военнослужащим производится ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим.
В соответствии с N этого порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах установленных командующим флотом объемов бюджетных средств в воинских частях производится на основании приказа командира воинской части, который определяет конкретные размеры материального стимулирования по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, целью материального стимулирования является обеспечение заинтересованности военнослужащих в качественном исполнении функциональных обязанностей, то есть побуждение их к добросовестной службе в дальнейшем по результатам работы за прошедший период времени.
При этом в N вышеназванного порядка перечислены категории военнослужащих, которые не могут быть представлены к материальному стимулированию даже в случае добросовестного исполнения ими должностных обязанностей. К их числу относятся военнослужащие: имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит. То есть при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, командир обязан определить размер материального стимулирования военнослужащему за период исполнения возложенных на него функциональных обязанностей.
Этот вывод подтверждается указаниями, содержащимися в телеграмме заместителя начальника Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и письме начальника "данные изъяты" управления названного департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которым военнослужащие, находящиеся в распоряжении командиров, исполняющие возложенные на них командирами функциональные обязанности, в период за который производится дополнительное материальное стимулирование, имеют правовые основания для получения данной выплаты.
Требование обеспечить распределение и доведение объемов денежных средств до воинских частей и организаций, стоящих на финансовом обеспечении в соответствии с их фактической численностью (без учета находящихся в распоряжении), приведенное в телеграмме директора Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, не противоречит приведенному выводу, поскольку относится к вопросу финансового планирования предстоящих расходов на материальное стимулирование, а не выплаты его конкретным лицам.
Согласно материалам дела Карпова в ДД.ММ.ГГГГ г. исполняла возложенные на неё функциональные обязанности, связанные с ведением учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляла контроль за ходом заключения военнослужащими договоров социального найма, грубых дисциплинарных проступков не совершала, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке не имела, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не допускала.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судебной коллегией копией приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N о зачислении Карповой в списки личного состава воинской части, дополнительными обязанностями заявителя, утвержденными командиром войсковой части N, справками этого должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N N, а также копией служебной карточки заявителя.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельств, препятствующих получению Карповой дополнительного материального стимулирования за 2012 г., не имелось.
Из материалов дела видно, что суд первой инстанции, определив размер материального стимулирования заявителю, обязал командира войсковой части 06984 выплатить его в качестве упущенной выгоды.
Однако, согласно приведенным правым нормам, установление военнослужащему конкретного размера данной выплаты отнесено к компетенции командира воинской части, вторгаться в которую в соответствии с требованиям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд не вправе. Кроме того, по смыслу гл. 59 Гражданского кодекса РФ убытки, в том числе в виде упущенной выгоды, подлежат возмещению лишь в случае установления их конкретного размера. В данном случае размер выплаты подлежит установлению не командующим Черноморским флотом, как указано в апелляционной жалобе, а командиром войсковой части N, в списках личного состава которой находится заявитель.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обязать командира войсковой части N рассмотреть вопрос об установлении заявителю конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. 327.1- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г. по заявлению Карповой Натальи Александровны в связи с нарушением норм процессуального права отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Карповой Натальи Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с невыплатой Карповой Н.А. дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать командира войсковой части N рассмотреть вопрос об установлении Карповой Н.А. конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N.
В удовлетворении требования Карповой Н.А. обязать командира войсковой части N выплатить в качестве упущенной выгоды неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты". отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.