Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 февраля 2014 г. по делу N 33А-224/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Дегтярёва И.П.,
судей:
Коробенко Э.В.,
Корсакова В.А.,
при секретаре - Носачевой Т.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 6 ноября 2013 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Небосько Владимира Анатольевича об оспаривании действий командира, жилищной комиссии, начальника квартирно-эксплуатационной службы и помощника командира по финансово-экономической работе войсковой части N связанных с распределением и предоставлением ему жилого помещения, а также невыплатой денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дегтярева И.П., объяснения представителя командира воинской части - "данные изъяты" Скворцова С.А. и помощника командира по финансово-экономической работе войсковой части N - "данные изъяты" Павлова В.Н. в обоснование изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Небосько обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ которым ему распределено служебное жилое помещение.
Кроме того, заявитель просил суд признать незаконным прекращение выплаты ему компенсации за поднаем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ обязать командира воинской части произвести выплату данной компенсации, а также взыскать в его пользу "данные изъяты" в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с заявлением.
Решением суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы её автор, не оспаривая право заявителя на увольнение с военной службы после обеспечения жилым помещением, а также на компенсацию за поднаем жилого помещения, указывает, что судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением, так как обжалуемое решение жилищной комиссии принято ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии заявитель присутствовал, а с заявлением об оспаривании этого решения обратился ДД.ММ.ГГГГ то есть с пропуском процессуального срока обращения в суд с заявлением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий заявитель в ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение командования.
По этому основанию командование не имело возможности его досрочно уволить с военной службы в связи с необеспеченностью жилым помещением до предоставления ему жилого помещения в избранном месте жительства в "адрес"
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ заявитель и члены его семьи (супруга и ребенок) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Также данным решением жилищной комиссии заявитель признан нуждающимся в получении денежной компенсации за поднаем жилья.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ заявитель составом - семьи три человека поставлен в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства. I
Оспариваемым решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю выделена двухкомнатная служебная квартира в "адрес", от которой он отказался. 5
Поэтому приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N заявитель уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в списках очередников на обеспечение жильем по социальному найму в "адрес" Ц
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Установив запрет на увольнение по состоянию здоровья военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем, законодатель в ст. 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
Анализ содержания этой нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
На момент увольнения заявитель по месту службы жилым помещением обеспечен не был, изъявил желание реализовать свое право путем получения жилого помещения в избранном для проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что заявитель согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением не давал.
Таким образом, не соглашаясь с увольнением до обеспечения жильем, заявитель свободно избрал вариант реализации права на жилище путем получения жилого помещения в период дальнейшего прохождения военной службы.
Учитывая приведенные правовые нормы и фактические обстоятельства дела, следует признать, что попытки командования обеспечить заявителя в период его увольнения жилым помещением по последнему месту службы, не могут служить основаниями для увольнения заявителя с военной службы и ущемления его жилищных прав без предоставления жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Пунктами 2 и 3 этого Положения предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями, по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Из п. 5 приказа Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 24 января 2007 г. N 21, изданного во исполнение названного постановления Правительства, следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим и членам их семей, признанным нуждающимися в служебном жилом помещении и необеспеченным жилым помещением, пригодным для постоянного проживания или служебным жилым помещением или жилой площадью в общежитии по месту их военной службы, за счет средств внутренних войск МВД России в размерах, оговоренных договором найма или поднайма жилого помещения, но не более размеров, оговоренных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909.
Из приведённых выше норм следует, что обязательными условиями для выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения являются не только его нуждаемость в получении жилья, но и признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в жилье и осуществление найма (поднайма) жилого помещения.
Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заявителю и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат, находящееся по адресу "адрес"
Следовательно, выплата денежной компенсации за наем жилья должна производится заявителю при соблюдении установленных указанным постановлением Правительства РФ условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 6 ноября 2013 г. по заявлению Небосько Владимира Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира воинской части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.