Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 29 января 2014 г. по делу N 33А-111/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: - Корсакова В.А. и
- Коробенко Э.В.,
при секретаре Паскале Н.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя - Бойченко А.В. на решение Сочинского гарнизонного военного суда от 7 августа 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Баландина Михаила Геннадьевича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии пограничного управления ФСБ РФ по "данные изъяты" (далее - Пограничное управление), связанных со снятием заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., объяснения представителя заявителя - Бойченко А.В. в обоснование апелляционной жалобы, представителя жилищной комиссии Пограничного управления - Миняйло К.О., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баландин обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в Службе "данные изъяты" Пограничного управления и в ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, решением жилищной комиссии пограничного управления ФСБ РФ по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), Баландин и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
В связи с этим заявитель просил суд признать указанное решение жилищной комиссии незаконным и обязать Пограничное управление предоставить ему жилое помещение в одном из жилых домов в "данные изъяты", подлежащих сдаче в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявление Баландина. В обоснование жалобы ее податель излагает обстоятельства дела и утверждает, что договор социального найма жилого помещения, заключенный в ДД.ММ.ГГГГ между Баландиным и администрацией муниципального образования "данные изъяты" носит фиктивный характер и не порождает никаких правовых последствий, поскольку он считался расторгнутым со дня выезда Баландина из жилого помещения. При этом распорядиться данным жилым помещением он не мог, поскольку никогда не являлся собственником данного жилого помещения. Кроме того, автор жалобы обращает внимание суда на то, что регистрация ФИО17 в данном жилом помещении так же не влечет никаких правовых последствий, поскольку заявитель не мог заключить договор приватизации жилого помещения и предать указанную квартиру безвозмездно ФИО18. Таким образом, представитель считает, что Баландин, вопреки доводам суда, не мог распорядиться жилым помещением, которым никогда не владел.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, по смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему документов, подтверждающих сдачу ранее полученного жилого помещения или готовность и возможность такой сдачи.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет ФСБ России жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Согласно ст. 55 ЖК РФ в случае утраты оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма такие граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, если военнослужащий распорядился ранее полученным от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Из материалов дела усматривается, что "данные изъяты" Баландин проходит военную службу по контракту в пограничных органах ФСБ РФ с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в Службе в "данные изъяты" пограничного управления. Его выслуга лет в календарном исчислении составляет более "данные изъяты" лет.
Согласно выписке из личного дела Баландина М.Г., членами его семьи являются: супруга - ФИО1, "данные изъяты" года рождения; дочь - ФИО2, "данные изъяты" года рождения; сын - ФИО3, "данные изъяты" года рождения.
В ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием "данные изъяты" Баландину на условиях социального найма было предоставлено жилое помещение, общей площадью "данные изъяты" кв.м, на состав семьи из трех человек (то есть на одного человека приходилось "данные изъяты" кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения), без учета супруги: он, сын - ФИО3 и дочь - ФИО2, по адресу: "адрес". При этом, согласно постановлению Оренбургского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N, учетная норма площади жилого помещения по "данные изъяты" составляет "данные изъяты" кв.м.
Супруга заявителя имела в собственности с ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" ( "данные изъяты" кв.м) часть дома N по "адрес", а также с ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" ( "данные изъяты" кв.м) часть жилого помещения, расположенного в этом же населенном пункте по адресу: "адрес". Решением Городского Собрания "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилом фонде "данные изъяты"" учетная норма в данном городе установлена "данные изъяты" кв.м.
При этом судом было установлено следующее.
Заявитель, будучи обеспеченным от государства жилым помещением по договору социального найма по установленным нормам, в ДД.ММ.ГГГГ отказался от гарантированного ему жилищным законодательством права владения и пользования занимаемым указанным жилым помещением, и в нарушение установленного порядка передал его не наймодателю, а некой гражданке ФИО12, что повлекло за собой переоформление на нее лицевого счета по данной квартире. После этого Баландин снялся с регистрационного учета и в ДД.ММ.ГГГГ согласился на приватизацию данной квартиры указанным выше лицом, без включения себя и своих детей в число собственников этого жилья. Таким образом, в настоящее время в "адрес" в "данные изъяты" зарегистрирована и постоянно проживает ФИО12, которая с ДД.ММ.ГГГГ является собственником этого жилого помещения.
Супруга заявителя - ФИО1, также являющаяся военнослужащей Службы в "данные изъяты" пограничного управления, после принятия ее в ДД.ММ.ГГГГ на жилищный учет в составе семьи заявителя, распорядилась указанными жилыми помещениями путем их дарения гражданке ФИО13 ( "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: "адрес" - в "данные изъяты", а "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности жилого дома, находящиуюся по адресу: "адрес" - в ДД.ММ.ГГГГ), что привело к отсутствию у нее по месту военной службы жилого помещения.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время члены семьи заявителя: ФИО1, ФИО2 и ФИО3, зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: "адрес".
Согласно п. 6 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ "адрес", при наличии у военнослужащих и членов их семей нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Следовательно, гарнизонный военный суд правильно определил, что уровень обеспеченности семьи Баландина М.Г., состоящий из четырех человек, составлял "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты"), то есть на каждого члена семьи приходилось по "данные изъяты" кв.м общей площади жилого помещения, что более учетной нормы ( "данные изъяты"), установленной названным выше решением Городского Собрания "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии пограничного управления ФСБ РФ по "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) о снятии заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения по указанному в нем основанию, является законным, а требования заявителя по его отмене - не подлежащими удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, доводы автора апелляционной жалобы о том, что регистрация Малышевой в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", не влечет никаких правовых последствий, поскольку заявитель не мог заключить договор приватизации жилого помещения и предать ей указанную квартиру безвозмездно, являются несостоятельными.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сочинского гарнизонного военного суда от 7 августа 2013 г. по заявлению Баландина Михаила Геннадьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.