Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 августа 2010 г. N 03-03-06/1/556
Вопрос: Часто в гостиницах в подтверждение оплаты выдают приходный кассовый ордер, квитанцию или вовсе не известный бухгалтерии документ, составленный не по форме N 3-г, но содержащий обязательные реквизиты, указанные в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:
а) наименования документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Согласно вышеуказанной норме, по нашему мнению, так как Налоговый кодекс РФ не уточняет, какими именно документами должны быть подтверждены командировочные расходы, считаем, что инспекция должна принимать любой документ, составленный по правилам бухгалтерского учета.
Является ли документ, оформленный не по форме 3-г, но содержащий все необходимые реквизиты, указанные в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", основанием для принятия возмещенной работнику суммы в расходы при исчислении налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов по оплате проживания в гостинице и сообщает следующее.
Подпункт 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает в составе расходов на командировки такой вид расходов, как затраты на наем жилого помещения.
Пункт 1 статьи 252 НК РФ устанавливает общие для всех расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, требования, которые распространяются и на расходы по найму жилого помещения.
Так согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), а также установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, могли применяться до 1 декабря 2008 г.
Таким образом, форма 3-Г, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 121, для подтверждения в целях главы 25 НК РФ расходов по проживанию командированного работника в гостинице с 1 декабря 2008 г. применяться не может.
Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, должны быть оформлены на бланках строгой отчетности в порядке, установленном Положением.
Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в пункте 3 Положения.
Информационным письмом Минфина РФ от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 данного Положения, если иное не предусмотрено пунктами 5-6. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Учитывая изложенное, документ, составленный в подтверждение расходов по оплате услуг гостиницы, который соответствует требованиям Положения и содержит реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, удовлетворяет требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в т. ч. относятся затраты на наем жилого помещения в период командировки (например, гостиничного номера). Даны разъяснения по вопросу их документального подтверждения.
Документ, составленный в подтверждение расходов на гостиницу, должен соответствовать требованиям Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. В частности, он должен быть оформлен на бланке строгой отчетности (по общему правилу организация может разработать его сама) и содержать установленные реквизиты. К ним относятся наименование документа, шестизначный номер и серия, вид услуги и ее стоимость, дата расчета и составления и др.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 августа 2010 г. N 03-03-06/1/556
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", октябрь 2010 г. N 20, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 5 октября 2010 г. N 19