Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Зубаровской С.В.,
судей Мацкив Л.Ю. и Козловой А.А.
при секретаре Федорове Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Марфеля П.С. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 12 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения Марфеля П.С., его представителя адвоката по ордеру Грибачева А.М., представителя Смоленской таможни по доверенности Гуськовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марфель П.С. обратился в суд с иском к Смоленской таможне о признании незаконным снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и восстановлении на таком учете, указывая, что в период прохождения с (дата) . государственной гражданской службы в Смоленской таможне решением жилищно-бытовой комиссии поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако (дата) . из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий исключен по причине увольнения с работы, что противоречит положениям ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" оснований для снятия его с учета не имелось (л.д. 2-4).
В судебном заседании истец, его представитель-адвокат по ордеру Грибачев А.М. иск поддержали.
Представители ответчика по доверенностям Бурмистрова Т.Б., Гуськова Е.В. иск не признали, сослались на правомерность снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с окончанием срока срочного контракта 04.09.2012г. и утраты истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по месту работы - Смоленской таможне.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 12.11.2013г. в удовлетворении исковых требований Марфеля П.С. отказано (л.д. 154-158).
В апелляционной жалобе Марфель П.С. считает решение суда незаконным, необоснованным, т.к. судом неправильно применены нормы материального права. Часть 2 ст. 32 ЖК РСФСР и п. 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 N 335, не подлежат применению при рассмотрении данного дела, поскольку основания, которые давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ, указаны в ст. 29 ЖК РСФСР (л.д. 162-164).
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Марфель П.С. с (дата) . работал на Смоленской таможне; с (дата) . с ним сроком на один год заключен служебный контракт по должности "данные изъяты"; приказом Смоленской таможни от (дата) . N N-к истец уволен со службы (дата) . в связи с прекращением действия служебного контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (л.д. 26-30).
Решением жилищно - бытовой комиссии Смоленской таможни от (дата) . истец поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 36), а (дата) . - исключен из списка очередников на получение жилья должностных лиц и работников Смоленской таможни в связи с окончанием срока контракта (дата) . и утраты оснований, дающих право на улучшение жилищных условий (л.д. 58-59).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Марфель П.С., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На момент постановки Марфеля П.С. на учет действовала ст. 29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет.
В силу ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Пункт 4 ст. 32 ЖК РСФСР предусматривал в качестве основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Аналогичные положения содержались в п. 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах РФ и учреждениях подведомственных ГТК России, утвержденной приказом ГТК России от 30.09.2003г. N 1088, и в п. 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984г. N 335.
Поскольку истец Марфель П.С. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в Смоленской таможне и прекратил в последующем трудовые отношения с таможенным органом по истечении срока действия контракта, что не связано с уходом на пенсию или переходом на выборную должность, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марфеля П.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.