Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре: Соломахиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.Я.Р. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 02 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения Б.Я.Р., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Смоленской области Ахмадеевой О.А, просившей отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение суда без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Б.Я.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Смоленской области (далее - УПФ РФ в Смоленском районе) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и возложении обязанности по назначению пенсии с момента обращения - 13.08.2013 г., указав, что имеет необходимый 25-ти летний стаж работы для назначения льготной пенсии, однако ответчиком ей необоснованно отказано в этом; решением комиссии по назначению пенсий от 12.11.2012 N31 в подсчёт специального стажа не были включены периоды: работы в должности заведующей ФАП с 03.04.1987г. по 03.10.1988г., с 17.01.1990г. по 14.03.1992г. как 1 год за 1 год и 3 месяца, а с 04.10.1988г. по 15.01.1989г. и с 16.01.1990г. по 16.01.1990г. в календарном исчислении; в должности старшей медицинской сестры, старшей медицинской сестры палатной в МУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (впоследствии - СОГУ "Смоленский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов") с 01.11.2003г. по 06.07.2009г.; нахождения на курсах повышения квалификации с 15.05.2000г. по 15.06.2000г., с 31.08.2010г. по 15.10.2010г., с 17.10.2011г. по 09.11.2011г. (л.д. 4-7).
Представитель ответчика УПФ РФ в Смоленском районе Тиханкова Е.Г. иск Б.Я.Р. не признала, считая отказ обоснованным, просила отказать ей в удовлетворении заявленных требований.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 02 октября 2013 года требования Б.Я.Р. удовлетворены частично: на УПФ РФ в Смоленском районе возложена обязанность включить в специальный стаж работы истицы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды её работы в должности заведующей Ладьинским фельдшерским пунктом с 03.04.1987г. по 03.10.1988г., с 17.01.1990г. по 14.03.1992г. как 1 год за 1 год и 3 месяца, а с 04.10.1988г. по 15.01.1989г. и с 16.01.1990г. по 16.01.1990г. в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 15.05.2000г. по 15.06.2000г., с 31.08.2010г. по 15.10.2010г., с 17.10.2011г. по 09.11.2011г.
В апелляционной жалобе Б.Я.Р. просит изменить решение в части отказа включить ей в специальный стаж период работы в должности старшей медицинской сестры, старшей медицинской сестры палатной в МУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (впоследствии - СОГУ "Смоленский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов") с 01.11.2003г. по 06.07.2009г., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Заслушав стороны, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г. (с последующими изменениями и дополнениями) утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Закона N173-ФЗ (далее - Правила).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, записями в трудовой книжке, Б.Я.Р. с 01.11.2003г. по 06.07.2009г. работала в должности старшей медицинской сестры, старшей медицинской сестры палатной в МУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", СОГУ "Смоленский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" создано в ноябре 2003 года, Распоряжением Администрации Смоленской области от 30.12.2004г. N 1194-р/адм переименовано в Смоленское областное государственное учреждение "Смоленский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Уставом МУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" от 03.09.2003г. было установлено, что Центр является муниципальным учреждением, некоммерческой организацией, его учредителем являлась Администрация МО "Смоленский район" Смоленской области, Центр образован в целях оказания материально-бытовой, медико-социальной, психологической и иных видов помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим, наименее защищённым группам населения МО "Смоленский район".
Согласно Уставу от 30.12.2004г. данное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, входит в систему социальной защиты населения, находится в ведомственном подчинении Департамента Смоленской области по социальному развитию, основными задачами являются оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных, бытовых, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера.
Решением комиссии по назначению пенсий от 31.01.2007 N101 УПФ РФ в Смоленском районе в назначении досрочной пенсии истице было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.
Разрешая спор и принимая по делу решение об отказе истице в удовлетворении требований в части зачёта в медицинский стаж указанного выше периода, суд первой инстанции правомерно указал, что выполняемая истицей работа в должности старшей медицинской сестры, старшей медицинской сестры палатной в МУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", СОГУ "Смоленский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" не предусмотрена как в п. 8 Списка, определяющем перечень центров, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так и в п. 31 Списка, содержащем перечень учреждений социального обслуживания.
Поскольку у истицы с учётом зачтённых периодов отсутствует необходимый стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд обоснованно отказал ей в назначении пенсии с даты обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, находит его правильным, основанным на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Устанавливая в Законе N 173-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп 20 п. 1 ст. 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Законодатель выделил в особую категорию работников, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организации труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
В этой связи понятия "учреждение здравоохранения" и "лечебная деятельность" не должны толковаться расширительно и применяться ко всем учреждениям, в том числе к некоммерческим организациям, осуществляющим медико-социальную, а не лечебную деятельность, и не входящим в структуру учреждений здравоохранения. Для этих целей Правительство РФ утвердило Список и Правила, которые применительно к пенсионному обеспечению конкретизируют не раскрытые в указанном Законе N 173-ФЗ понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение, а также определили наименование должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку работа истицы в оспариваемый период не является работой в учреждениях, поименованных в Списке, то независимо от характера ее трудовой деятельности, она не может быть включена в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение по основанию, предусмотренному пп 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости зачёта спорного периода работы на основании разъяснений, содержащихся в п. 16 и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее - Постановление N30) судебной коллегией отклоняются как ошибочно истолкованные.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления N30, вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о его зачёте в специальный стаж, должен быть разрешён судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которая не содержится в нормативно-правовых актах. Однако должность истицы в оспариваемый период поименована правильно.
Несостоятельна ссылка в жалобе на п. 18 Постановления N30, поскольку в данном случае истице надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил. Однако доказательств того, что СОГУ "Смоленский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" является структурным подразделением организаций, перечисленных в п. 6 Правил, материалы дела не содержат.
Ссылка истицы в суде апелляционной инстанции на решение суда принятое в 2006 году в отношении Поляковой не влечет отмену обжалуемого решения суда, так как не имеет преюдициального значения.
С учётом изложенного, решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 и 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 02 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.Я.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.