Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Т.М. Шитиковой,
судей Л.В. Бобриковой, А.С. Федоришина
при секретаре О.В. Соболевской
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по частной жалобе Зиновченковой О.В. на определение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 ноября 2013 г.
Заслушав доклад судьи А.С. Федоришина, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "Корохоткинское сельское поселение" Смоленского района Смоленской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Смоленского районного суда Смоленской области от 01.04.2013, которым на администрацию возложена обязанность предоставить Зиновченковой О.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, а на Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, в случае соответствующего обращения администрации МО "Корохоткинское сельское поселение", возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения администрацией МО "Корохоткинское сельское поселение" государственных полномочий по обеспечению Зиновченковой О.В. благоустроенным жилым помещением. В обоснование требований Администрация сослалась на то, что не имеет возможности исполнить данное судебное решение в установленный срок, поскольку денежные средства для приобретения благоустроенного жилого помещения в целях предоставления его по договору специализированного найма Зиновченковой О.В. Департаментом Смоленской области по образованию науке и делам молодежи до настоящее времени не выделены.
В судебном заседании представитель Администрации МО "Корохоткинское сельское поселение" Смоленского района Смоленской области Егорова Е.А. требования поддержала и просила предоставить отсрочку исполнения судебного решения до 1 марта 2014.
Зиновченкова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
Определением от 14 ноября 2013 года суд предоставил Администрации МО "Корохоткинское сельское поселение" Смоленского района Смоленской области отсрочку исполнения решения Смоленского районного суда Смоленской области от 1 апреля 2013 года по гражданскому делу N 2-1083/2013 на срок до 1 марта 2014 г.
В частной жалобе представитель "данные изъяты" ставит вопрос об отмене определения по мотивам несогласия с выводами суда.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, исходя из доводов жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения, изменить способ и порядок его исполнения.
Данные положения нормы права согласуются с положениями, закрепленными в ст. 434 ГПК РФ и ст. 37 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 ГПК.
Таким образом, закон не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - имущественное положение сторон либо иные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, решением Смоленского районного суда Смоленской области от 1 апреля 2013, вступившим в законную силу 13 мая 2013 г. на Администрацию МО "Корохоткинское сельское поселение" Смоленского района Смоленской области возложена обязанность предоставить Зиновченковой О.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, а на Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, в случае соответствующего обращения Администрации МО "Корохоткинское сельское поселение", возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией МО "Корохоткинское сельское поселение" государственных полномочий по обеспечению Зиновченковой О.В. благоустроенным жилым помещением.
1 июля 2013 Администрация МО "Корохоткинское сельское поселение" Смоленского района Смоленской области обратилась к начальнику Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи с просьбой о выделении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот жилыми помещениями.
Из ответа от 25.10.2013 N 7324 следует, что Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи проводится работа по расчету дополнительных средств, необходимых для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, и осуществляется постоянный контроль за расходованием средств, выделенных на эти цели. Департамент неоднократно направлял в Департамент бюджета и финансов Смоленской области письма (N 5242 от 26.07.2013, N 6739 от 01.10.2013) о выделении дополнительных средств для исполнения ряда решений судов в отношении детей-сирот на приобретение жилых помещений, в том числе и Зиновченковой О.В.
До настоящего времени денежные средства на счет Администрации МО "Корохоткинское сельское поселение" Смоленского района Смоленской области для исполнения решения суда и приобретения жилого помещения Зиновченко О.В. не поступили.
Удовлетворяя заявление Администрации МО "Корохоткинское сельское поселение" и предоставляя отсрочку исполнения решения суда, суд исходил из того, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а указанная субвенция для Зиновченковой О.В. администрацией не получена.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Несмотря на то, что отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.
Таким образом, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства (Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 г. N 104-О).
Администрацией не нарушены права Зиновченковой О.В. по приобретению, предоставлению последней благоустроенного жилого помещения, а непредоставление до настоящего времени жилья Зиновченковой О.В. не связано с нарушением законодательства, бездействием со стороны Администрации, поскольку обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а указанная субвенция для Зиновченковой О.В. администрацией не получена, не смотря на обращение в Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи о выделении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот жилыми помещениями, поэтому при указанных обстоятельствах у суда имелись основания для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 334,335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Смоленского районного суда Смоленской области от 14 ноября 2013 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.