Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение. Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги

Приложение

 

Методические указания
по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги

 

1. Общие положения

 

1. Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Методические указания) определяют основные принципы и методы установления предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом их доступности и уровня благоустройства жилищного фонда.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст. 14) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

3. Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (далее - плата за коммунальные услуги) (пункт 4. Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 708 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4353).

4. Предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый и плановый период (пункт 2. Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 708 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4353).

5. Предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается на основании проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций на следующий финансовый год, после проверки прогнозируемой совокупной платы населения муниципального образования за потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной на основании указанных проектов тарифов, на предмет ее доступности для оплаты населением.

6. Порядок формирования органом местного самоуправления предложения по установлению предельного индекса и порядок установления органом регулирования субъекта Российской Федерации предельного индекса регламентируются Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 708 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4353).

7. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при установлении предельных индексов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 533 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 35, ст. 3614).

8. Алгоритм установления предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги представлен в приложении N 1 к Методическим указаниям.

9. Методические указания содержат:

процедуру расчета прогнозируемой совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании;

алгоритм определения доступности для граждан платы за коммунальные услуги;

основные критерии доступности;

процедуру корректировки платы за коммунальные услуги при ее несоответствии критериям доступности;

механизм расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с уровнем благоустройства жилищного фонда.

 

2. Процедура расчета прогнозируемой совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании

 

10. Прогнозируемая совокупная плата населения муниципального образования по всем видам коммунальных услуг определяется путем суммирования платежей населения по каждому из видов коммунальных услуг, оказываемых населению, в данном муниципальном образовании.

11. Исходной базой для расчета прогнозируемой платы населения по каждому виду коммунальных услуг является:

- проект тарифов ресурсоснабжающих организаций и надбавок к тарифам;

- нормативы потребления коммунальных услуг;

- объем потребления коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета (усредненные данные не менее чем за 2 года);

- численность обслуживаемого населения, проживающего в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета или общая площадь жилых помещений*(1);

- численность обслуживаемого населения, проживающего в жилых домах, оборудованных приборами учета или общая площадь жилых помещений;*(1)

- численность обслуживаемого населения, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета или общая площадь жилых помещений;

- численность обслуживаемого населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных приборами учета или общая площадь жилых помещений;

- число многоквартирных домов (жилых домов), оборудованных приборами учета;*(2)

- число многоквартирных домов (жилых домов), не оборудованных приборами учета.

При определении прогнозируемой платы за коммунальные услуги следует иметь в виду, что она зависит как от уровня установленных тарифов с учетом изменения доли оплаты населением экономически обоснованных тарифов, так и от объема потребления коммунальных услуг, определенного либо с учетом данных приборов учета, либо по нормативу.

12. Прогнозируемая плата по каждому виду коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных домах (жилых домах) или группе однотипных домов, оборудованных приборами учета, определяется путем умножения усредненного объема потребления коммунальных ресурсов*(3) на проект тарифа за соответствующую коммунальную услугу (ресурс) с учетом проекта надбавки к тарифу для потребителей.

 

(1), где

 

- прогнозируемая плата по всем видам коммунальных услуг для населения, проживающего в конкретном многоквартирном доме (жилом доме), оборудованном приборами учета (тысяч рублей);

- усредненный объем потребления i-го вида коммунального ресурса в многоквартирном доме (жилом доме), оборудованном приборами учета - - объем потребления коммунальных ресурсов в k-году, предшествующем планируемому);

- проект тарифа за соответствующий i-тый вид коммунальной услуги с учетом надбавки к тарифу для потребителей;

n - количество видов ресурсов.

Прогнозируемая совокупная плата за все виды коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах оборудованных приборами учета, определяется суммированием прогнозируемых платежей по каждому многоквартирному и жилому дому ().

13. Прогнозируемая плата по каждому виду коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных домах (жилых домах), не оборудованных приборами учета, определяется путем умножения прогнозируемого объема потребления, рассчитанного с помощью норматива потребления коммунальных услуг в конкретном многоквартирном доме (жилом доме), на проект тарифа за соответствующую коммунальную услугу с учетом надбавки к тарифу.

 

(2), где

 

- прогнозируемый платеж по всем видам коммунальных услуг для населения, проживающего в конкретном многоквартирном доме (жилом доме), не оборудованном приборами учета (тысяч рублей);

- норматив потребления соответствующей i-ой коммунальной услуги;

Ч - численность населения, проживающего в конкретном многоквартирном доме (жилом доме). Используется при расчетах платежей за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения;

S - площадь жилых помещений в конкретном многоквартирном доме (жилом доме). Используется при расчетах платежей за тепловую энергию для нужд отопления;

- проект тарифа за соответствующий i-тый вид коммунальной услуги с учетом надбавки;

n - количество видов услуг.

Прогнозируемая совокупная плата за все виды коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах, не оборудованных приборами учета определяется суммированием прогнозируемых платежей по каждому многоквартирному и жилому дому ().

14. В пункте 13 настоящих Методических указаний рассмотрен вариант, в условиях которого многоквартирные дома имеют различные способы обеспечения коммунальными услугами, а, соответственно, различные нормативы потребления услуг в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338). В тех случаях, когда в муниципальном образовании все дома имеют одинаковую степень благоустройства, совокупная прогнозируемая плата за коммунальные услуги в многоквартирных домах (жилых домах) не оборудованных приборами учета определяется по формуле:

 

(3), где

 

- численность обслуживаемого населения (общая площадь жилых помещений), проживающего в многоквартирных домах муниципального образования, не оборудованных приборами учета.

15. Общая прогнозируемая совокупная плата граждан за все потребляемые коммунальные услуги определяется суммированием прогнозируемой платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах (жилых домах), оборудованных и необорудованных приборами учета

 

(4)

 

В общую прогнозируемую совокупную плату граждан за все потребляемые коммунальные услуги включается также прогнозируемый объем поставок населению твердого топлива при наличии в отдельных жилых домах муниципального образования печного отопления.

 

3. Оценка доступности для граждан прогнозируемой с# совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги

 

16. Оценка доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги основана на объективных данных о платежеспособности населения, которые должны лежать в основе формирования тарифной политики и определения необходимой и возможной бюджетной помощи на компенсацию мер социальной поддержки населения и на выплату субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на частичное финансирование программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

17. Технология учета платежеспособности при определении доступности для граждан платы за потребляемые коммунальные услуги базируется на оценке структуры рационального потребительского бюджета, в том числе допустимых платежей за жилищно-коммунальные услуги*(4) в каждом муниципальном образовании.

При этом имеет место четкая зависимость структуры расходов семейного бюджета от уровня доходов населения, которые тесно связаны с экономическим потенциалом территории, ее социально-экономическим развитием.

18. Исходной базой для оценки доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги служат прогнозные показатели социально-экономического развития муниципального образования, в частности:

- прогноз численности населения;

- прогноз среднедушевых доходов населения;

- прогноз величины прожиточного минимума;

- прогноз численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.

19. Доступность платы за потребляемые коммунальные услуги является комплексным параметром и определяется на основе системы критериев, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым относятся:

- доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;

- уровень собираемости платежей за коммунальные услуги;

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения.

20. Числовые значения критериев доступности устанавливаются в зависимости от уровня экономического развития муниципального образования и особенностей предоставления коммунальных услуг.

21. Определение доли расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи

21.1. Оценка доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги по критерию "доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи" проводится путем сопоставления прогнозируемой доли расходов средней семьи (среднего домохозяйства) на жилищно-коммунальные услуги (а в их составе на коммунальные услуги) в среднем прогнозном доходе семьи со значением соответствующего критерия.

Если рассчитанная доля прогнозных расходов средней семьи на коммунальные услуги в среднем прогнозном доходе семьи в рассматриваемом муниципальном образовании превышает заданное значение данного критерия, то необходим пересмотр проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций или выделение дополнительных бюджетных средств на выплату субсидий и мер социальной поддержки населению.

21.2. При определении критерия доли расходов на жилищно-коммунальные услуги, а в их составе на коммунальные услуги в конкретных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях учитываются среднедушевые доходы населения в них, а также обеспеченность коммунальными услугами и особенности их предоставления.

21.3. Прогнозная доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе средней семьи (в ряде субъектов Российской Федерации этот критерий называют коэффициентом покупательной способности), определяется как отношение общего прогнозируемого совокупного платежа граждан за все потребляемые ими коммунальные услуги в расчете на одного человека в месяц на среднедушевой доход населения в месяц, то есть:

 

(5), где

 

- доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, *(5) %;

- общий прогнозируемый совокупный платеж граждан за все потребляемые коммунальные услуги, тыс. рублей (см. пункт 15 настоящих Методических указаний);

- численность населения муниципального образования, тыс. чел.

- среднедушевой доход населения муниципального образования, рублей/человека в месяц;

12 - число месяцев в году.

При отсутствии данных об уровне среднедушевого дохода в муниципальном образовании его оценка выполняется коррекцией регионального среднедушевого дохода по уровню заработной платы в муниципальном образовании.

Для оценки среднедушевого дохода рассчитывается коэффициент - отношение среднедушевого дохода к среднемесячной заработной плате.

 

(6), где

 

- среднедушевой доход населения по региону, в состав которого входит муниципальное образование;

- среднемесячная заработная плата населения в регионе.

При наличии данных о структуре доходов населения муниципального образования (заработная плата, социальные выплаты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности) рекомендуется отобрать группу из N муниципальных образований, близких по структуре доходов. В этом случае коэффициент рассчитывается как среднее значение по коэффициентам данных муниципальных образований.

 

(7)

 

Среднедушевой доход населения рассматриваемого муниципального образования определяется:

 

(8), где

 

- среднемесячная заработная плата населения муниципального образования.

22. Оценка по критерию доступности "уровень собираемости платежей"

22.1. Для оценки прогнозируемого совокупного платежа населения муниципального образования за жилищно-коммунальные услуги по критерию доступности "уровень собираемости платежей за коммунальные услуги" необходимо построить график зависимости уровня собираемости платы за коммунальные услуги от доли расходов населения за коммунальные услуги в совокупном доходе семьи (за последние 5-10 лет).

22.2. Доля расходов населения на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи в каждом конкретном году рассчитывается по методике, изложенной в пункте 21 настоящих Методических указаний, но не по прогнозным, а по фактическим статистическим данным, содержащимся в форме 22-ЖКХ (сводная) конкретного муниципального образования, а также статистическим данным о его социально-экономическом развитии (в части численности населения и среднедушевых доходов населения).

22.3. Уровень собираемости платы за коммунальные услуги рассчитывается как отношение оплаченных и начисленных значений платы за коммунальные услуги в каждом году (используются статистические данные формы 22-ЖКХ (сводная).

22.4. Прогнозная доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи откладывается на соответствующей оси графика зависимости уровня собираемости платы за коммунальные услуги от доли расходов на коммунальные услуги в доходах населения.

Прогнозируемый уровень собираемости платы за коммунальные услуги на очередной финансовый год определяется как значение уровня собираемости платежей, соответствующее точке на построенном графике для прогнозируемой доли расходов населения на коммунальные услуги в доходах населения.*(6)

Полученный результат сопоставляется с установленным для муниципального образования значением критерия доступности "уровень собираемости платежей за коммунальные услуги".

Если полученный результат ниже заданного уровня собираемости платы за коммунальные услуги, необходимо рассмотреть вопрос о пересмотре проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций или выделение дополнительных бюджетных средств на выплату субсидий и мер социальной поддержки населению.

22.5. В то же время при оценке доступности платы за коммунальные услуги по критерию "уровень собираемости платежей" необходимо иметь в виду, что снижение собираемости (рост неплатежей), только в том случае связано с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, когда рост тарифов, а соответственно и платежей ведет к нарушению структуры рационального потребительского бюджета и превышению над установленным критерием доли расходов за коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, то есть в том случае, когда доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает допустимый уровень (в среднем 9-11,5% по муниципальным образованиям, имеющим разный уровень экономического развития). В большей степени собираемость платы за коммунальные услуги зависит от организации расчетов и сбора платежей населения.

23. Оценка доли населения с доходами ниже прожиточного минимума

23.1. Необходимость оценки критерия "доля населения с доходами ниже прожиточного минимума" обусловлена тем, что эта доля оказывает существенное влияние на уровень доходов населения муниципального образования, и как следствие, на долю расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, а также размер бюджетных средств на выплату субсидий.

При определении потребности в субсидиях для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. *(7)

23.2. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ( - в %) определяется по формуле:

 

, (9) где

 

- прогнозируемая численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в муниципальном образовании;

- общая прогнозируемая численность населения муниципального образования, тысяч человек.

23.3. При значительном превышении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума над установленным критерием может возникнуть необходимость пересмотра проекта предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

23.4. Наиболее существенное влияние на нуждаемость граждан в получении субсидий и на увеличение потребности в бюджетных средствах для их выплаты оказывает доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, превышающая 8-12%.

Эта доля принимается в качестве критерия при оценке доступности для граждан платы за коммунальные услуги. Значение показателя может корректироваться с учетом особенностей социально-экономического развития муниципального образования.

24. Оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по критерию "доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения"

24.1. Оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по критерию "доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения муниципального образования" проводится путем сопоставления прогнозной величины этого показателя и установленного в муниципальном образовании критерия.

24.2. Прогнозируемая доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг*(8) в муниципальном образовании определяется как частное от деления прогнозируемого числа получателей субсидий и прогнозируемой численности населения в муниципальном образовании:

 

(10), где

 

ДС - прогнозируемая доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения муниципального образования, %;

- прогнозируемая численность семей, претендующих на получение субсидий, единиц;

- средний по муниципальному образованию коэффициент семейности, человек.

24.3. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст. 14) в порядке, определенном Правилами предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5547).

24.4. Прогнозируемая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в прогнозируемом доходе домохозяйства определяется как частное прогнозируемых расходов средней семьи рассматриваемого муниципального образования на жилищно-коммунальные услуги и прогнозируемого дохода семьи с учетом дифференциации доходов.

Для выполнения расчетов население распределяется на n+1 группу по уровню среднедушевого дохода (общее количество групп определяется существующей системой дифференциации доходов населения, например, по децильным группам):

1-я группа - с доходами <

i-я группа - с доходами от до

n+1 группа - с доходами свыше

Средний доход в группах, начиная со 2-й по n-ю принимается равным среднему между границами группы:

 

(11)

 

В первой группе рекомендуется средний доход принимать равным

 

(12)

 

В n+1 группе доход подбирается так, чтобы средневзвешенный доход по группам был равен среднему доходу, то есть:

 

(13)

 

Далее определяется уровень дохода, при котором наступает право на субсидии, для чего по каждой группе рассчитывается прогнозная доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эта доля сопоставляется с максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для определения их права на получение субсидии.

Прогнозируемая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи определяется в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Методических указаний.

Прогнозируемый доход семьи с учетом распределения населения по доходным группам определяется на основании прогноза совокупного дохода населения, разработанного в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования, и данных о дифференциации доходов населения.

24.5. Если рассчитанная доля получателей субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в общей численности населения в рассматриваемом муниципальном образовании превышает заданное значение критерия доступности "доля получателей субсидии на оплату коммунальных услуг в общей численности населения", то необходим пересмотр проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций или выделение дополнительных бюджетных средств на выплату субсидий и мер социальной поддержки населению.

 

4. Расчет предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги

 

25. Основой для расчета предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании является прогнозируемая совокупная плата за коммунальные услуги, проверенная на соответствие критериям доступности.

В приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям приведены средние значения критериев доступности для граждан платы за коммунальные услуги.

26. Предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги при условии наличия всех видов благоустройства (средневзвешенный по муниципальному образованию) рассчитывается как отношение прогнозируемой совокупной платы населения за коммунальные услуги, соответствующий критериям доступности на совокупную плату населения за коммунальные услуги в текущем периоде регулирования.

Предлагаемый к утверждению предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги должен быть откорректирован в сторону уменьшения, если в результате проведения проверки выявляется его несоответствие, хотя бы одному из критериев доступности.

27. Помимо предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для населения, проживающего в полностью благоустроенном жилищном фонде, должен быть установлен предельный индекс максимального роста платы граждан с наиболее невыгодным набором коммунальных услуг, то есть при неполном уровне благоустройства.

В этом случае предельный индекс рассчитывается при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг*(9) и установленных тарифах ресурсоснабжающих организаций на потребляемые ресурсы (услуги) в текущем и следующем за ним финансовом периоде регулирования (год).

 

------------------------------

*(1) Численность обслуживаемого населения, проживающего во вновь простроенных многоквартирных домах или жилых домах, в данных пунктах не учитывается, поскольку по ним отсутствуют усредненные объемы потребляемых ресурсов за предшествующие годы. Объемы потребления ресурсов по вновь вводимым многоквартирным либо жилым домам определяются исходя из численности населения, проживающего в этих домах и установленных нормативов потребления.

*(2) В гражданском и жилищном законодательстве "жилой дом" понимается как одноквартирный. Если под понятием "жилой дом" подразумевается многоквартирный дом, а это специально указывается (п. 2 ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также гл. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации). В данных Методических указаниях предполагается отдельное проведение расчетов платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах и жилых домах в связи с разным уровнем их благоустройством и разным режимом пользования услугами.

*(3) Если приборы учета эксплуатируются менее двух лет, расчет прогнозируемой платы по каждому виду коммунальных услуг оценивается по нормативу потребления (п. 13 настоящих Методических указаний).

*(4) Необходимость учета при оценке доступности для граждан платежей за жилищно-коммунальные услуги в целом обусловлена тем, что отдельные показатели, характеризующие доступность платежей, например, доля семей, нуждающихся в субсидиях и общий размер субсидий, определяется в соответствии с действующим законодательством на все виды жилищно-коммунальных услуг, а затем расщепляется по видам услуг.

*(5) Для расчета доли расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи используются данные о совокупных платежах граждан за коммунальные услуги в расчете на одного человека и среднедушевые доходы населения, что адекватно использованию данных о совокупных платежах и средних доходах одного домохозяйства, поскольку в последнем случае и в числителе и в знаменателе должен быть использован средний по муниципальному образованию коэффициент семейности.

*(6) См. Приложение N 3 к настоящим Методическим указаниям.

*(7) Ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

*(8) Число семей - получателей субсидий на оплату коммунальных услуг для целей определения доступности для граждан платы за коммунальные услуги принимается равным числу семей на оплату жилищно-коммунальных услуг.

*(9) Пункт 2.1. Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52 (I ч.), ст. 5597).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пункт 2.1." следует читать "Часть 2.1 статьи 6"