Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей Ощепкова Н.Г. и Акбашевой Л.Ю.,
при секретаре Калабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, гражданское дело по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу,
на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от "19" ноября 2013 года, которым постановлено:
признать незаконными действия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу по отказу в предоставлении необходимых материалов в рамках проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа;
возложить на Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность предоставить прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа необходимые материалы и документы для проведения проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в течении 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа, в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - СУ СК РФ по ЯНАО) выразившихся в отказе в предоставлении прокуратуре автономного округа необходимых материалов в рамках проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции с возложением обязанности по предоставлению необходимых материалов и документов для проведения проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в течении пяти суток с момента вступления в законную силу решения суда.
В обосновании заявления указано, что прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа на сентябрь 2013 года была запланирована проверка исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в СУ СК РФ по ЯНАО. В рамках проверки 27 августа 2013 года в адрес руководителя СУ СК РФ по ЯНАО был направлен запрос о предоставлении в срок до 10 сентября 2013 года списка сотрудников управления, обязанных предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с указанием персональных данных. 20 сентября 2013 года от руководителя СУ СК РФ по ЯНАО поступил письменный отказ в предоставлении таких сведений, со ссылкой на то, что управление и его органы не относятся к предмету прокурорской проверки. По мнению прокурора, данный отказ является незаконным и интересы Российской Федерации в надлежащем исполнении государственными органами конституционной обязанности по соблюдению законов были нарушены.
В возражениях на заявление, СУ СК РФ по ЯНАО, указало, что согласно действующему законодательству прокурор не вправе проводить проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих. При этом получение персональных данных государственных служащих прокурором, в данном случае законом не предусмотрено.
Суд постановил решение, которым заявление прокурора удовлетворил.
С решением суда не согласно СУ СК РФ по ЯНАО.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель СУ СК РФ по ЯНАО - Власов С.В. действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления. Анализируя законодательство, полагает, что законных оснований для проведения прокуратурой проверки не имелось. Считает, что прокурор не вправе проводить проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих и получать их персональные данные. По его мнению, обязанности по проверке возложены на специально созданные подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Следственное управление не уполномочивало прокурора на проведение проверки. Обращает внимание, что прокурор в данном случае не имеет доступа, как к персональным данным государственных служащих, так и к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайну. Прокуроры при проведении проверки обязаны руководствоваться действующим законодательством, в связи с чем, отказ в предоставлении сведений прокурору являлся законным, что судом учтено не было.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа полагала решение суда законным и обоснованным и необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица СУ СК РФ по ЯНАО - Власов С.В. действующий на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал.
Прокурор Айданова Л.Ф. действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Власова С.В., прокурора Айдановой Л.Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 июля 2013 года решением коллегии прокуратуры Ямало - Ненецкого автономного округа отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции было поручено в сентябре 2013 года провести проверку соблюдения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в СУ СК РФ по ЯНАО (пункт 4.6 решения).
27 августа 2013 года прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа в адрес руководителя СУ СК РФ по ЯНАО был направлен письменный запрос о предоставлении в срок - не позднее 10.09.2013 г. списка сотрудников управления обязанных предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием, их супругов и несовершеннолетних детей, указанных в справках о доходах за 2012 год (л.д. 39).
В повторном обращении 13 сентября 2013 года, в связи с неполучением запрашиваемых сведений в установленный срок, прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа установила срок предоставления сведений - до 20 сентября 2013 года (л.д. 40-41).
В письменном ответе от 20 сентября 2013 года руководитель СУ СК РФ по ЯНАО отказал в предоставлении сведений на указанный прокурорский запрос.
Между тем с таким решением должностного лица СУ СК РФ по ЯНАО согласиться нельзя.
Частью 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3, 6, 7 - 11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в органах СУ СК РФ по ЯНАО.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, утвержденному Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено при ежегодном представлении в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 7 декабря 2007 г. N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Как следует из материалов дела, прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах возложенной компетенции, в рамках реализации плана мероприятий по противодействию коррупции 2013 года и решения коллегии прокуратуры, направила запрос руководителю СУ СК РФ по ЯНАО о предоставлении информации, необходимой для проверки соблюдения законодательства о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции.
Частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", установлено, что служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 44 названного Федерального закона надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа действующему законодательству.
В связи с изложенным нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о законности и обоснованности ответа СУ СК РФ по ЯНАО об отказе в предоставлении сведений на прокурорский запрос.
Поскольку целью истребования информации о сотрудниках СУ СК РФ по ЯНАО являлась проверка выполнения должностными лицами установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ, нельзя согласиться с указанием в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для направления запроса и наличие банковской и налоговой тайны.
При этом применительно к положениям статьи 6 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" истребование данной информации не свидетельствует о вмешательстве в деятельность СУ СК РФ по ЯНАО.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона и установив фактические обстоятельства дела, руководствуясь ч. 1 ст. 258 ГПК Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, применительно к ч.4 ст. 330 ГПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Копия верна: Судья суда ЯНАО Н.Г. Ощепков
Копия верна: Секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.