Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Гниденко С.П., Бреевой С.С.,
при секретаре Минаковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, а также апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 октября 2013 года, которым постановлено:
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе привести в безопасное состояние скважины N 12, 13, 23 Песцового месторождения, исключающие давление в межколонном пространстве, пропуски нефти и газа.
Ямало-Ненецкому природоохранному прокурору, действующему в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в иске к ООО "Газпром добыча Уренгой" о приведении в безопасное состояние скважин N 12, 13, 23 Песцового месторождения, исключающие давление в межколонном пространстве, пропуски нефти и газа отказать.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., мнение прокурора Денисенко М.О. поддержавшего доводы апелляционного представления, просившего об отмене решение суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, объяснения представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе Денисова Е.А., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также объяснения представителей ответчика ООО "Газпром добыча Уренгой" Шушкевич Т.В., Епхиева З.Г., действующих на основании доверенностей, просивших об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Уренгой" о возложении обязанности по приведению в безопасное состояние скважин N 12, 13, 23 Песцового месторождения.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой по факту соблюдения федерального законодательства в сфере разработки месторождений углеводородного сырья на территории ЯНАО установлено, что ООО "Газпром добыча Уренгой", являясь владельцем лицензии на право пользования недрами N с целью добычи углеводородного сырья из сеноманских и неокомских залежей; геологического изучения с последующей разработкой залежей в ачимовских и юрских отложений Песцового месторождения, зарегистрированной Управлением по недропользованию по ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность по недропользованию с нарушением требований федерального законодательства. На участке недр, расположенном в "адрес" в состоянии консервации имеются скважины N 23, 12, 13, являющиеся государственной собственностью. Согласно комиссионному акту от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование разведочной скважины N 23 Песцовой площади, в ходе которого выявлены пропуски по фланцевым соединениям нижней КГ и верхней КГ и ТГ, по сальнику штока центральной задвижки и по заглушкам верхнего межколонного пространства, фонтанная арматура не укомплектована; согласно комиссионному акту от 22 ноября 2012 года проведено обследование разведочной скважины N 12 Песцовой площади, в ходе которого выявлено, что на устье скважины имеются пропуски газа по сальниковому уплотнению штока надкоренной задвижки, фонтанная арматура не укомплектована и не оборудована заглушками, отсутствует ограждение и табличка; из комиссионного акта от 23 ноября 2012 года составленного по результатам обследования разведочной скважины N 13 Песцовой площади следует, что на устье скважины имеется давление в верхнем межколонном пространстве, фонтанная арматура не укомплектована, на устьевом оборудовании отсутствуют штурвалы на левой рабочей и резервной затрубных задвижках, термокарманы отсутствуют, на правом отводе обвязки трубной головки отсутствует рабочая задвижка, глухие фланцы отсутствуют. Дополнением N 1 к лицензии N от 09 октября 2012 года в состав лицензии в качестве ее неотъемлемой составной части включены Условия пользования недрами Песцового лицензионного участка в ЯНАО. Пункт 4.1.2 указанных Условий возлагает на владельца лицензии обязанность принять на контроль фонд скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в границах лицензионного участка, и осуществлять в установленном порядке контроль за их состоянием и устранять за свой счет выявленные нарушения. Пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных целях. При обнаружении в ходе проверок недостатков (устьевое давление, межколонные проявления, грифоны и т.д.) скважина должна быть выведена из консервации. Предприятие - пользователь недр обязано выяснить причины недостатков, разработать и реализовать мероприятия по их устранению по планам, согласованным с территориальными органами Госгортехнадзора России. Дальнейшая консервация скважины может быть продлена после устранения причин появления неисправностей. Вместе с тем, несмотря на то, что при обследовании скважин обнаружено, что они находятся в ненадлежащем состоянии, ООО "Газпром добыча Уренгой" меры направленные на приведение скважин в надлежащее состояние не принимает. Скважины N 12, 13, 23 являются федеральной собственностью и не передавались ООО "Газпром добыча Уренгой". Функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО. По информации последнего меры направленные на устранение ненадлежащего состояния указанных скважин не приняты, в адрес недропользователя было направлено уведомление об устранении нарушений. Однако ООО "Газпром добыча Уренгой" таких мер не приняло. Полагает, что скважины могут создавать угрозу причинения вреда, а бездействие собственника скважин и недропользователя, выразившееся в непринятии мер по приведению скважин в надлежащее состояние создает риск аварийной ситуации и причинения ущерба окружающей среде, чем нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В этой связи просил возложить на ответчиков обязанность принять меры по приведению скважин в безопасное состояние: скважины N 12 - исключающее пропуски газа, скважины N 13 - исключающее давление в межколонном пространстве, скважины N 23 - исключающие пропуски нефти.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора города Новый Уренгой Шейкин Е.А., заявленные требования иска поддержал, привел изложенные в нем доводы.
Представители ответчика - ООО "Газпром добыча Уренгой" Понагайба О.В. и Ехиев З.Г., действующие на основании доверенностей, против иска возражали. Пояснили, что ответчик действительно является владельцем лицензии на право пользования недрами. Скважины N 12, 13, 23 находятся в федеральной собственности и не передавались ООО "Газпром добыча Уренгой", следовательно, обязанности по их надлежащему содержанию у недропользователя нет. Общество готово принять указанные скважины, но порядок их передачи не определен, о чем общество просило Росимущество.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, в ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве на иск просил об отказе в его удовлетворении.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, а также ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска, полагая его незаконным и необоснованным. Ссылается на неверное применение судом Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденного Госкомимуществом РФ, Роскомнедрами, Минтопэнерго РФ и Госгортехнадзором 25 сентября 1995 года N 953, поскольку данное положение должно применяться с учетом действующего законодательства. Указывает на то, что при выдаче лицензии на право пользования участком недр и передачи расположенных на нем скважин глубокого бурения наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии. Полагает доводы ответчика ООО "Газпром добыча Уренгой" о том, что скважины не были переданы ему на баланс необоснованными, поскольку законодательством передача скважин на баланс недропользователя не регламентирована. При этом, обязанность по приведению скважин в нормальное техническое состояние возложена на ООО "Газпром добыча Уренгой" условиями лицензии, Законом РФ "О недрах".
В апелляционной жалобе представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО просит об отмене решения суда и принятии нового решения о возложении обязанности по обслуживанию скважин на ООО "Газпром добыча Уренгой", полагая его постановленным с нарушением норм материального права. Считает что в силу Закона РФ "О недрах" обязанность обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, возлагается на недропользователя - владельца лицензии. Обязанность недропользователя по обеспечению сохранности имущества и безопасном ведении работ на лицензионных участках также закреплена и в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Полагает, что Положение о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденного Госкомимуществом РФ, Роскомнедрами, Минтопэнерго РФ и Госгортехнадзором 25 сентября 1995 года N 953, предусматривающее необходимость передачи скважин недропользователю, которым руководствовался суд первой инстанции, не может быть применено к спорным правоотношениям, поскольку противоречит законодательству. Правовая норма. регламентирующая порядок передачи таких объектов, действующим законодательством не установлена.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ООО "Газпром добыча Уренгой" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 23 января 2014 года суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Денисенко М.О. поддержал доводы апелляционного представления.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе Денисов Е.А., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители ответчика ООО "Газпром добыча Уренгой" Шушкевич Т.В., Епхиев З.Г., действующие на основании доверенностей, просили оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления, а также возражений на них, заслушав мнение прокурора, объяснения представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ отсутствие в деле протокола судебного заседания является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
В соответствии с законом протокол судебного заседания является одним из основных процессуальных документов. Протокол составляется в ходе каждого судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении вне судебного заседания каждого отдельного процессуального действия (ст.228 ГПК РФ)
Статьей 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к протоколу судебного заседания. В частности, он должен быть составлен в судебном заседании, в письменной форме и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания.
В нарушение данной правовой нормы, протокол судебного заседания от 09 октября 2013 года не содержит подписи председательствующего. (Том 3 л.д. 2-5).
Следовательно, в деле отсутствует надлежаще оформленный протокол судебного заседания, чем грубо нарушены нормы процессуального закона.
В этой связи в силу положений пункта 6 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционной жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром добыча Уренгой" является владельцем лицензии на право пользования недрами N с целью добычи углеводородного сырья из сеноманских и неокомских залежей; геологического изучения с последующей разработкой залежей в ачимовских и юрских отложений Песцового месторождения, зарегистрированной Управлением по недропользованию по ЯНАО 21 мая 2008 года.
На Песцовом месторождении в состоянии консервации имеются скважины N 12, 13, 23, пробуренные 1980, 1981 и 1983 годах соответственно, являющиеся собственностью Российской Федерации и входящие в казну Российской Федерации.
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, управление федеральным имуществом осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом непосредственно, либо через его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территоральном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 63, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО "Газпром добыча Уренгой" проведено обследование указанных скважин.
Согласно комиссионному акту от 20 ноября 2012 года, в результате проведения обследования разведочной скважины N 23 Песцовой площади, выявлены пропуски по фланцевым соединениям нижней КГ и верхней КГ и ТГ, по сальнику штока центральной задвижки и по заглушкам верхнего межколонного пространства, фонтанная арматура не укомплектована.
Согласно комиссионному акту от 22 ноября 2012 года проведено обследование разведочной скважины N 12 Песцовой площади, в ходе которого выявлено, что на устье скважины имеются пропуски газа по сальниковому уплотнению штока надкоренной задвижки, фонтанная арматура не укомплектована и не оборудована заглушками, отсутствует ограждение и табличка.
Из комиссионного акта от 23 ноября 2012 года составленного по результатам обследования разведочной скважины N 13 Песцовой площади следует, что на устье скважины имеется давление в верхнем межколонном пространстве, фонтанная арматура не укомплектована, на устьевом оборудовании отсутствуют штурвалы на левой рабочей и резервной затрубных задвижках, термокарманы отсутствуют, на правом отводе обвязки трубной головки отсутствует рабочая задвижка, глухие фланцы отсутствуют.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Условий пользования недрами Песцового лицензионного участка в ЯНАО, являющихся неотъемлемой частью лицензии N, на владельца лицензии возлагается обязанность принять на контроль фонд скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в границах лицензионного участка, осуществлять в установленном порядке контроль за их состоянием и устранять за свой счет выявленные нарушения.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденного Госкомимуществом РФ, Роскомнедра, Минтопэнерго РФ и Федерального горного и промышленного надзора России, зарегистрированного в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г., регистрационный N 953, состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемником этих организаций. При выдаче лицензии на право пользования участком недр и передачи расположенных на нем скважин глубокого бурения на условиях настоящего положения, наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии.
Таким образом, из приведенных положений законодательства и условий лицензии следует обязанность недропользователя соблюдать требования законодательства о недрах, выполнять установленные лицензией условия, в том числе и осуществлять мероприятия по наблюдению за скважинами, их сохранности и устранению выявленных на них нарушений.
При этом, собственник скважин не освобожден от выполнения возложенных на него ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанностей, в том числе и передачи находящихся в его собственности скважин на техническое обслуживание лицу, которому выдана лицензия на недропользование.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени выявленные на скважинах недостатки не устранены, владелец лицензии - ООО "Газпром добыча Уренгой" не осуществляет обязанности по их устранению в связи с тем, что скважины не переданы ему собственником на техническое обслуживание.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о возложении на ответчиков обязанности по принятию мер направленных на приведение скважин в безопасное состояние.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду существенного нарушения норм процессуального права, с постановлением по делу нового решения об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда от 09 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение:
Обязать Территоральное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Уренгой" принять меры по приведению скважин N 12, 13, 23 Песцового месторождения в безопасное состояние, исключающее давление в межколонном пространстве, пропуски нефти и газа.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.