Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2014 г.
(Извлечение)
Надымского городского суда от 27 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Надымского городского суда от 27 ноября 2013 года индивидуальный предприниматель А.С. Карпенко признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Суд ЯНАО, А.С. Карпенко не отрицает своей вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает на допущенные нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части основания проведения внеплановой выездной проверки и уведомления о ее проведении. Считает, что указанное нарушение является основанием для отмены судебного постановления и прекращения производства по делу.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явился.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
В соответствии ч.ч.1, 4 ст.13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Несоблюдение данного требования закона образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ в целях указанной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Из материалов дела следует, что 7 ноября 2013 года инспектором отделения противодействия незаконной миграции отдела УФМС России по ЯНАО в г.Надым Мулиховым Д.Е. совместно с прокуратурой Надымского района проведена проверка кафе "Сакура-2", расположенного по адресу: "адрес", где осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель Карпенко С.А. В ходе проверки выявлен факт привлечения индивидуальным предпринимателем Карпенко С.А. к трудовой деятельности в качестве повара гражданина Республики Кыргыстан Кудайбери У.К., не имеющего разрешения на работу (л.д. 2).
Из объяснений Кудайбери У.К. следует, что он действительно работает у Карпенко С.А. в кафе "Сакура-2" поваром с 1 ноября 2013 года и получает заработную плату. Трудовой договор с ним не заключался, разрешение на работу у него отсутствовало (л.д. 9).
Тот факт, что Кудайбери У.К. был привлечен к работе в кафе "Сакура-2", не отрицается и самим Карпенко С.А. (л.д. 5).
При этом указанный иностранный гражданин не относится к категории иностранных граждан, перечисленных в ч. 4 ст. 13 ФЗ 25.07.2002 N 115-ФЗ, на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 8 ноября 2013 года (л.д. 3), объяснениями Карпенко А.С. (л.д. 5), объяснениями Кудайберди У.К. (л.д. 6), рапортом инспектора ОПНМ ОУФМС России по ЯНАО в г.Надым Гулый А.Е. (л.д. 3), объяснениями работников кафе "Сакура-2" - Лямина А.О., Шабарова Л.А. (л.д. 10-11).
Таким образом, действия ИП А.С.Карпенко формально образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Между тем, часть 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускает использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
При рассмотрении дела по существу остались невыясненными обстоятельства проведения проверки, в рамках которой был выявлен факт привлечения к работе иностранного гражданина, тогда как в соответствии с требованиями статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ при направлении дела в суд должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, обязано представить все необходимые для рассмотрения дела доказательства.
Статьёй 26.10 Кодекса предусмотрена возможность истребования судьёй сведений необходимых для разрешения дела путём вынесения определения.
Документы о проведении проверки (решение о ее проведении, акт проверки и проч.) при рассмотрении дела истребованы не были, в материалах дела отсутствуют, что исключает возможность дать оценку законности обжалованного постановления.
Выявленное нарушение является существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущим в силу пункта 4 части 1 статьи 30 Кодекса РФ об АП отмену принятого постановления с возращением дела на новое рассмотрение судье.
При новом рассмотрении дела необходимо дать оценку собранным и представленным доказательствам применительно к требованиям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 28.12. 2008 года N 294-ФЗ, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Надымского городского суда от 27 ноября 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья подпись Л.Ю.Акбашева
Копия верна
Судья Л.Ю.Акбашева
Секретарь суда Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.