Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2013 года
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Лабытнангского городского суда от 18 декабря 2013 года товарищество собственников жилья "Чистый город" (далее по тексту ТСЖ "Чистый город") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
С данным судебным актом не согласился председатель ТСЖ "Чистый город" Дунаевский С.Н.
В жалобе, поданной в суд округа, просит об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу. Полагает об отсутствии в действиях ТСЖ "Чистый город" состава вмененного административного правонарушения, поскольку иностранные граждане были привлечены ТСЖ "Чистый город" для выполнения работы по договору подряда. При этом, в трудовых отношениях с Товариществом не состояли. Также указывает о том, что проверка ТСЖ "Чистый город" проведена прокуратурой г. Лабытнанги в нарушение установленного законодателем порядка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда округа не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Как видно из дела, по результатам проведения выездной проверки соблюдения миграционного законодательства, проведенной прокуратурой г. Лабытнанги по заданию прокуратуры ЯНАО в октябре 2013 года, выявлено, что ТСЖ "Чистый город" на основании договора подряда N 15-П от 18 августа 2013 года привлекло к трудовой деятельности в период с 18 августа 2013 года по 31 декабря 2013 года, а именно: к выполнению сантехнических работ в жилом фонде, расположенном в микрорайоне "адрес", гражданина Украины Артыма В.И., а также на основании договора подряда N17-П от 14 августа 2013 года привлекло к трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для выполнения планово-предупредительных работ и обслуживанию электроустановок в указанном жилом фонде гражданина Украины Гришанова И.И., при отсутствии у них разрешений на работу. 20 ноября 2013 года в отношении ТСЖ "Чистый город" по двум приведенным фактам прокурором г. Лабытнанги возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этот же день прокурором постановлено возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом совершения которого было аналогично определено ТСЖ "Чистый город". Из существа данного постановления следует, что ТСЖ "Чистый город", достигнув соглашение с иностранными гражданами Гришановым И.И. и Артым В.И. об осуществлении ими деятельности в период с августа 2013 года по декабрь 2013 года, связанной с обслуживанием жилого фонда, расположенного по приведенному адресу, путем подписания названных договоров подряда в августе 2013 года, и как следствие, допустив указанных граждан Украины, не имеющим разрешения на работу, к фактическому выполнению работ, определенных договорами, не исполнило обязанности по уведомлению миграционного органа о заключении таковых в установленный законом срок.
В соответствии с ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно ч.9 ст.13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обязанность уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года возложена на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, и имеющих разрешение на работу.
Применение приведенной процедуры допускается только в случае заключения договора с иностранным гражданином, который в установленном порядке получил разрешение на работу на территории РФ.
При этом, согласно Приказу ФМС РФ от 25 декабря 2006 года N 370 (в редакции с последующими изменениями) "Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства" разрешение на работу иностранному гражданину выдается на осуществление определенного вида деятельности.
Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что обязанность по уведомлению соответствующего органа возникает у работодателя при привлечении им к трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, и имеющих разрешение на работу.
Действия лица, привлекшего к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае, установленные по настоящему делу обстоятельства соответствуют условиям наступления названного вида административной ответственности, которая была применена к юридическому лицу посредствам наложения административных наказаний в виде штрафа вступившими в законную силу постановлениями Лабытнангского городского суда от 11 декабря 2013 года по двум приведенным эпизодам использования труда иностранных граждан Гришаева И.И. и Артыма В.И., не имевших разрешения на работу, на объектах жилого фонда г. Лабытнанги в указанный период времени (дела N (N 12-22/14), N (N 12-21/14)).
Следовательно, деяния ТСЖ "Чистый город" в сопоставлении с диспозицией ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхне образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения, юридическая природа которой обуславливает применение мер ответственности в случае неисполнения возложенных на работодателей специальным законом обязанностей в случае легального использования труда мигрантов.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Лабытнангского городского суда от 18 декабря 2013 года, вынесенные в отношении ТСЖ "Чистый город" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ТСЖ "Чистый город" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Лабытнангского городского суда от 18 декабря 2013 года, вынесенные в отношении ТСЖ "Чистый город" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ТСЖ "Чистый город" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Копия верна: судья суда ЯНАО Е.Г. Зотина
Копия верна: секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.