Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Инструкция для интервьюеров по проведению единовременного сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год

Приложение

 

Инструкция
для интервьюеров по проведению единовременного сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 25 октября 2010 г. N 366)

 

Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ (статья 5) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что "федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки".

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства будут проводиться один раз в пять лет.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р во II квартале 2011 года проводится сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего предпринимательства.

 

Цели наблюдения.

Целью сплошного наблюдения является получение наиболее полной и достоверной картины развития сектора малого и среднего бизнеса, а также формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и в отдельных ее секторах. Данные сплошного наблюдения создадут основу для проведения в дальнейшем выборочного обследования структуры затрат на производство и реализацию продукции в рамках построения базовых таблиц "затраты-выпуск".

В соответствии с данным распоряжением Правительства Российской Федерации наблюдению подлежат физические лица, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Категории и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в приложении N 1.

Кроме того в обследовании принимают участие индивидуальные предприниматели, размеры бизнеса которых превышают установленные для малого и среднего бизнеса критерии. Их участие определяется законом от 29.11.2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации". Респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну. (Статья 3 федерального закона от 29.11.2007 г. N 282-ФЗ).

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ установлено, что нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

В свою очередь в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", а также статьей 9 Федерального закона от 29.11.2007 г. N 282-ФЗ обработка персональных данных осуществляется для статистических целей с соблюдением конфиденциальности при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Заполнение бланков по форме N 1-предприниматель осуществляется самими индивидуальными предпринимателями с представлением отчетов в территориальный орган статистики нарочным или по почте.

 

Цель привлечения интервьюеров.

Интервьюеры будут направлены к тем предпринимателям, которые не предоставили отчетность в установленные сроки. Интервьюеры должны обеспечить полноту охвата респондентов обследованием и получение полной и адекватной информации о экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Материалы, используемые при опросе.

Комплект материалов должен содержать следующее:

1) Бланки формы (лучше на встречу брать два бланка, один будет у респондента для заполнения, а второй - в качестве зрительной опоры у Вас);

2) Данную инструкцию;

3) Информационное письмо;

4) Маршрутный лист;

5) Бланк отчета интервьюера о выполненной работе;

6) Папка-файл, куда будут складываться заполненные бланки.

Перед тем, как идти на интервью, внимательно ознакомьтесь с документами и материалами.

 

Проведение опроса респондентов.

Пред# началом опроса Вам необходимо изучить порядок заполнения формы N 1-предприниматель.

Основным рабочим инструментом по поиску респондента для Вас являются маршрутные листы. Получив маршрутный лист, Вы связываетесь с предпринимателем по контактным телефонам и выясняете наиболее удобное время и предпочтительный способ проведения интервью:

- интервью по телефону;

- интервью по адресу, указанному в момент регистрации;

- интервью по адресу, указанному предпринимателем как наиболее удобному для него.

В бланке маршрутного листа Вы помечаете выбранный способ интервьюирования.

Если предприниматель предпочтет провести интервьюирование в форме телефонного опроса, то Вы можете предложить ему сразу же ответить на вопросы бланка. Если предприниматель ссылается на занятость, уточните удобное для предпринимателя время для телефонного опроса, и это время укажите в маршрутном листе.

Если предпринимателем выбрана очная форма интервью, Вы должны узнать у него, можно ли провести интервью по месту работы предпринимателя. Интервью в офисе предпринимателя - оптимальный вариант, ведь для заполнения формы потребуются данные учета, которые хранятся, как правило, именно в офисе. Также в качестве респондента может выступать уполномоченное индивидуальным предпринимателем лицо, например бухгалтер.

При отказе предпринимателя от участия в обследовании в маршрутном листе Вы делаете отметку (карандашом) о причине по которой интервью не было проведено. Строка неответов имеет большое значение при дальнейшем досчете и учете в общих итогах обследования предпринимателей, ведущих деятельность, но по различным причинам не принявших участие в сплошном обследовании.

Одна из причин отказа, с которой Вам придется столкнуться при проведении наблюдения - это категорическое неприятие вмешательства в свою личную жизнь. Эта причина наиболее характерна для людей состоятельных. Нежелание иметь дело с государством, раскрывать свои доходы перед посторонними людьми, боязнь, что информация подобного рода, в конечном итоге, обернется против них самих - вот мотивы отказов данного типа респондентов.

В качестве возможных аргументов нужно сделать акцент на конфиденциальность выдаваемой информации, на отсутствие связи с налоговыми органами. Этими же приемами можно воспользоваться, если главной причиной отказа является сомнение респондента в сохранение конфиденциальности информации. Интервьюер несет персональную ответственность за обеспечение конфиденциальности полученной от респондентов информации. Необходимо убедить опрашиваемого о соблюдении указанного принципа при проведении обследования, а также объяснить что данные о его деятельности нужны не только органам власти, но и для дальнейшего развития бизнеса в целом.

К концу обследования, если респондент не связался с органами статистики, в маршрутном листе причина неответа вписывается уже ручкой.

В ходе проведения опроса нельзя оказывать влияние на содержание ответов респондентов, оказывать давление с целью получения необходимых ответов.

 

Рекомендации общего характера.

Качество результатов сплошного статистического наблюдения субъектов малого предпринимательства во многом зависит от интервьюера, его личных качеств, профессионализма и полученных в процессе обучения навыков.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы охватить переписью всех индивидуальных предпринимателей, не предоставивших отчеты самостоятельно, а также получить полные и достоверные ответы на вопросы формы N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2010 год".

Для обеспечения сохранности полученной информации интервьюер должен хранить заполненные бланки форм в охраняемых помещениях и помнить о запрете разглашения полученной информации.

Перед опросом интервьюер должен рассказать предпринимателю о сплошном обследовании, подчеркнуть важность мероприятия и ответов на вопросы формы, а также ответственность интервьюеров за сохранность полученных сведений.

Следует, по возможности, стараться не разговаривать с респондентом на посторонние темы. Не спорить и не конфликтовать. Ответом на различные выпады и недоброжелательное настроение может быть только Ваша доброжелательная попытка снять агрессию или напряжение. Если это не удалось, следует извиниться за беспокойство, попрощаться и попробовать перенести встречу на другой день.

После завершения интервью Вы должны поблагодарить респондента за участие в опросе. Тем самым Вы подчеркнете значимость его участия в сплошном наблюдении за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Помните, что Ваша работа очень важна для удачного проведения сплошного наблюдения. Интервьюер должен отнестись к работе максимально ответственно и внимательно прочитать содержащуюся в данной инструкции информацию. Эти рекомендации помогут Вам в общении с опрашиваемыми респондентами.

 

Действия интервьюера в "трудных ситуациях":

Если Вы оказались перед запертой дверью - квартира или дом пусты, респондент отсутствует, то необходимо оставить информационный листок, содержащий сведения о Вашем визите.

Если Вас не впускают в дом или квартиру из-за боязни нападения или ограбления, необходимо сообщить человеку через домофон или дверь, что Вы являетесь интервьюером, а также адрес, куда предприниматель может прийти для самостоятельного заполнения формы. Можно попытаться передать в эту квартиру или дом листовку с информацией о сплошном наблюдении.

Если Вас впустили в квартиру или дом, а жильцы находятся в состоянии алкогольного опьянения, происходит скандал или драка или наоборот, в доме идет праздник, в данном случае необходимо уйти и нанести визит в другое время, по возможности оставить листовку с информацией.

Если Вас пригласили в дом, предложили попить чаю, поговорить, то от приглашений к столу лучше вежливо отказаться (можно сослаться на напряженный режим работы и необходимость обойти большое количество респондентов). Беседовать следует в спокойном и доброжелательном тоне только на темы, связанные с опросом.

Если дверь открыл ребенок, следует объяснить, что Вы - интервьюер, выяснить, когда взрослые будут дома, оставить листовку с информацией.

Если респондент отказывается участвовать в опросе, то необходимо постараться договориться с ним о дне и времени повторного посещения, сообщить о возможности заполнения бланка формы самостоятельно, оставить листовку с информацией.

 

При общении с респондентами Вам, возможно, придется отвечать на различные вопросы. Предлагаем рассмотреть некоторые варианты ответов на эти вопросы.

"Зачем проводится сплошное наблюдение данного сегмента бизнеса?"

Сплошное обследование субъектов малого бизнеса - это статистическая процедура, которая поможет, как органам власти, так и самому малому бизнесу получить необходимую информацию для оценки, прогнозирования и принятия решений в области экономической политики (респонденты должны понимать, что им также выгодно проведение и получение результатов сплошного наблюдения, т.е. они будут выступать конечными пользователями и в итоге выиграют в случае участия в опросе).

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Участие в сплошном наблюдении - это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства.

"Кому понадобились мои данные?"

Ваши данные не будут быть# использованы в ущерб Вашим интересам. Они необходимы для получения сводных итогов о размерах, масштабах и видах деятельности индивидуальных предпринимателей по регионам России в целом. Для принятия централизованных решений о государственной поддержке индивидуальных предпринимателей. Данные по конкретным предпринимателям отдельно не рассматриваются. Также действует принцип конфиденциальности получаемой информации.

"Обязан ли я впускать к себе интервьюера"?

Нет, не обязаны. Вы можете выбрать более предпочтительный для Вас способ интервью, например, по телефону.

"Буду ли я нести ответственность за отказ от предоставления информации о своей предпринимательской деятельности или предоставление недостоверной информации"?

Ответы на вопросы будут фиксироваться только со слов опрашиваемого, никаких документов, подтверждающих сообщаемую Вами информацию, предъявлять не нужно. Согласно закона о статистическом учете все респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны предоставлять первичные данные, связанные с предпринимательской деятельностью. Непредоставление сведений или предоставление сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет за собой наложение административного штрафа.

"Зачем проводить сплошное наблюдение, когда все данные есть в налоговой инспекции"?

Да, действительно, данные есть в различных административных источниках, но они не охватывают всего спектра сведений о деятельности индивидуального предпринимателя.

"Зачем мне отвечать на вопросы, ведь к лучшему ничего не меняется"?

После обработки ответов индивидуальных предпринимателей и подведения итогов по сплошному обследованию, государство будет располагать достоверной информацией для улучшения ситуации в вопросах поддержки индивидуального предпринимательства.

 

Правила заполнения документов.

Заполнение машиночитаемых переписных документов - важный этап федерального статистического наблюдения. От качества работы интервьюера в дальнейшем зависит и качество обработки переписных документов, осуществляемыми вычислительной техникой. Интервьюер должен быть внимателен и аккуратен при заполнении документов.

Для качественного заполнения формы статистической отчетности необходимо соблюдать следующие правила:

- использовать только документы, полученные в территориальных органах Росстата;

- копирование бланков формы и заполнение показателей на копиях бланков не допускается;

- заполнять бланк формы аккуратно и внимательно, стараться не мять и не сгибать листы;

- при заполнении бланка не делать никаких заметок или надписей на документе, кроме тех, которые предусмотрены по тексту;

- ответы нужно заносить в специальные поля;

- написание цифр и меток выполнять в соответствии с образцами, представленными в форме.

При заполнении документов запрещается:

- обводить несколько раз в поле слова, цифры и метки;

- писать слова, цифры и метки вне границ отведенных для заполнения полей;

- образовывать разрывы линии;

- применять декоративные элементы (петли, завитки и т.д.).

Все исправления вносить в форму следующим образом:

- в случае ошибок двумя чертами перечеркивается написанное слово, важно писать разборчиво и не ошибаться при заполнении форм;

- записать на свободном месте (вне границы поля) новую цифру рядом с исправляемой (сверху).

Категорически запрещено использование корректирующей жидкости для внесения исправлений в бланки формы! Нельзя использовать скрепки, степлеры и различные зажимы для скрепления переписных документов. Это может повлечь за собой невозможность дальнейшей обработки документов и потребует от Вас повторного заполнения бланков формы.

 

Порядок заполнения формы N 1-предприниматель

 

Форма N 1-предприниматель заполняется интервьюером или в его присутствии самим индивидуальным предпринимателем. Также в качестве респондента может выступать уполномоченное индивидуальным предпринимателем лицо, например бухгалтер. Можно оставить бланк формы предпринимателю для самостоятельного заполнения и вернуться за заполненной формой в обговоренное сторонами время.

Интервьюер передает респонденту анкету с заполненной кодовой частью формы (номер автоматизированной обработки, который проставляется на каждом листе бланка, код ОКПО, ИНН, ОГРНИП).

В поле "почтовый адрес индивидуального предпринимателя" проставляется место фактического проживания лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Например: 141730, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Дирижабельная, д. 12, кв. 6. Поле "фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя" заполняется полностью без сокращений.

Например: Иванов Петр Иванович.

Все сведения, приводимые в бланке формы N 1-предприниматель, относятся только к предпринимательской деятельности. Данные о затратах, расходах, доходах, полученных предпринимателем при выполнении других работ, если таковые имеются, в данной форме не должны учитываться. Не должны также учитываться материальные активы, например, транспортные средства, помещения, используемые в личных целях (для нужд семьи). При заполнении формы просьба учитывать пояснения к отдельным показателям, приведенным на бланке формы, а также следующий порядок заполнения формы.

 

 

Маршрутный лист интервьюера

 

Номер автоматизированной обработки (НАО) (заполняется органами статистики)

 

 

ОКПО предпринимателя/малого предприятия (заполняется органами статистики)

 

 

Ф.И.О. предпринимателя (заполняется органами статистики)

 

Адрес, по которому зарегистрирован индивидуальный предприниматель/малое предприятие (область (край, республика), город (село), район, улица, дом, квартира) (заполняется органами статистики)

 

 

Контактные телефоны (заполняется органами статистики)

 

 

Дата государственной регистрации предпринимателя/малого предприятия (заполняется органами статистики)

 

месяц

 

год

 

Контактные телефоны

 

 

Предпочтительный для опрашиваемого способ интервью:

Отметка интервьюера

телефонный опрос

 

интервью по имеющемуся у интервьюера адресу

 

интервью по адресу, указанному предпринимателем/ответственным лицом как наиболее удобному для него

 

 

Адрес, по которому можно связаться с респондентом (область (край, республика), город (село), район, улица, дом, квартира) (заполняется интервьюером)

 

Отметка интервьюера о времени, на которое назначено интервью

 

Уточненный адрес предпринимателя/малого предприятия

 

 

Результат опроса

 

Отметка интервьюера о причинах не ответа#:

 

Респондент по указанному адресу не найден

Респондент отказался от представления отчета

Респондент осуществляет деятельность на другой территории

Банкрот

 

 

 

 

 

Респондент

 

опрошен

 

(дата опроса)

 

 

Отчет интервьюера о выполненной работе

 

Номер автоматизированной обработки

Адрес (уточненный адрес), по которому зарегистрировано малое предприятие или индивидуальный предприниматель

Телефон

(уточненный телефон)

Респондент опрошен (дата)

Бланк не заполнен по причине:

Респондент по указанному адресу не найден

Респондент отказался от представления отчета

Респондент осуществляет деятельность на другой территории

Банкрот