Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Гавриловой Е.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Гусевой В.В..,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макуниной И.В. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 25 октября 2013 года по иску Макуниной И.В. к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" о признании права на получение мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Гавриловой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макунина И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" о признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование своих требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ уехала в Тамбовскую область, а в ДД.ММ.ГГГГ снова вернулась на постоянное место жительства "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает по "адрес"
Считает, что в связи с внесением изменений в ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 или Закон), имеет право на меры социальной поддержки, так как с момента катастрофы на ЧАЭС и до июля 1990 года (то есть до 01.01.1991 года, как это указано в ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1) она проживала "адрес", который отнесен к территории с льготным социально-экономическим статусом. В ДД.ММ.ГГГГ она вернулась на постоянное место жительства "адрес"
Истица обращалась к ответчику с заявлением о назначении соответствующей выплаты, однако получила отказ, с которым не согласна.
Просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде назначения и выплаты ежемесячных денежных компенсаций за проживание и работу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежегодный дополнительный отпуск, обязать ответчика назначить ей с 31.07.2013 года ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство труда и социальной защиты Тульской области и Управление Федерального казначейства по Тульской области.
В судебном заседании истица Макунина И.В. исковые требования уточнила, просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1.
Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" по доверенности Гукаленко А.Н. исковые требования Макуниной И.В. не признала, пояснив, что поскольку истица на 31.12.1990 года не проживала и не работала на загрязненной территории, права на получение мер социальной поддержки в соответствии с п.п. 1, 2, 4 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 она не имеет.
Представители третьих лиц - Министерства труда и социальной защиты Тульской области и Управление Федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, возражений не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области 25 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований Макуниной И.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Макунина И.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения Макуниной И.В., возражения представителя государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" по доверенности Гукаленко А.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Макуниной И.В. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Компенсации и льготы жителя радиоактивно загрязненных территорий предоставляются на основании Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1.
Согласно ст. 3 данного Закона, гражданам РФ гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск, вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред, и предоставляются меры социальной поддержки.
На основании ст. 13 вышеуказанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" "данные изъяты" входит в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 анализируемого Закона.
Кроме того, им гарантируются:
ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до 02.12.1995 года;
ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством РФ в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995 года;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995 года.
Перечисленные меры социальной поддержки распространяются также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01.01.1991 года, затем покинули ее в период до 02.12.1995 года и впоследствии (после 02.12.1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макунина И.В. была постоянно зарегистрирована и проживала по "адрес"
Согласно справке, выданной ООО " Н ... " от ДД.ММ.ГГГГ, истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает по "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ истица Макунина И.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки, в связи с внесением изменений в ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ N отказал Макуниной И.В. в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием факта постоянного проживания и работы до 01.01.1991 года на территории зоны с льготно-экономическим статусом (л.д. 19).
Проанализировав вышеуказанные требования закона, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Макунина И.В. право на меры социальной поддержки в соответствии с п.п. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 не приобрела, поскольку постоянно до 01.01.1991 г. на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не проживала.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции при принятии решения об отказе Макуниной И.В. в удовлетворении заявленных требований необоснованно исходил из того обстоятельства, что на период 01 января 1991 года истица не проживала на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку формулировка, используемая законодателем " до 1 января 1991 года" определяет, что гражданин должен был проживать или работать на радиоактивно загрязненной территории до этого периода, а не по состоянию на эту дату, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как исходя из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.2012 года N 23-П следует дифференциация и адресность предоставляемой меры социальной поддержки.
Так в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.10.2012 года N 23-П "По делу о проверке конституционности п.п. 1-4 ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 (далее Постановление от 24.10.2012 года N 23-П или Постановление), в связи с жалобой гражданки Чаплыгиной Т.С., положения п.п. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 19 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01.01.1991 года, затем покинули ее в период до 02.12.1995 года и впоследствии (после 02.12.1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении указал, что действуя сообразно конституционным принципам, федеральный законодатель в Федеральном законе от 24.11.1995 года N 179-ФЗ исходя из показателей (по состоянию на 01.01.1991 года) уровня дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в целях усиления адресности социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации и иных неблагоприятных факторов вследствие чернобыльской катастрофы, установил в качестве условия предоставления отдельных мер социальной поддержки, имеющих компенсаторный характер, необходимость постоянного проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01.01.1991 года. Таким образом, за гражданами, которые постоянно проживали (работали) на данной территории до 01.01.1991 года, то есть в период максимального радиационного риска, сопряженного с психоэмоциональной нагрузкой, обусловленной чернобыльской катастрофой, было признано право на социальную защиту в ранее установленном объеме.
Изменение в дальнейшем (Федеральным законом от 12.02.2001 года N 5-ФЗ) границы данного периода, направленное на сохранение ранее представлявшегося объема социальной защиты гражданам, прибывшим на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 01.01.1991 года до 02.12.1995 года, в правоприменительной практике повлекло для граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории этой зоны до 01.01.1991 года, но покинули ее до 02.12.1995 года и впоследствии (после 02.12.1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, отмену признанного за ними (подтвержденного соответствующими удостоверениями) права на такие меры социальной поддержки, как ежемесячные денежные компенсации и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Тем самым эти граждане - вопреки конституционным принципам равенства и справедливости, запрету издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также правовым позициям, выраженным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года N 18-П, -ставятся в худшее положение с точки зрения набора мер социальной поддержки, следовательно, и объема социальной защиты по сравнению с гражданами, прибывшими на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом после 01.01.1991 года, что противоречит требованиям ст.ст. 19 (ч. 2), 42 и 55 (ч. 2) Конституции РФ.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 N 151-ФЗ в ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 19, могут предоставляться гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01.01.1991 года, затем покинули ее в период до 02.12.1995 года и впоследствии (после 02.12.1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства. Внесение изменений в способы возмещения вреда, причиненного воздействием радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, уточнение критериев его дифференциации или адресности, является прерогативой федерального законодателя.
Из материалов дела видно, что истица Макунина И.В. постоянно, до 01.01.1991 года на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не проживала. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось и судом считается установленным.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения Новомосковского городского суда Тульской области от 25 октября 2013 года и удовлетворения апелляционной жалобы Макуниной И.В.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 25 октября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Макуниной И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.