Во исполнение Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 22, положений Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил:
1. Утвердить Концепцию создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (прилагается).
2. Комиссии Таможенного союза утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета.
3. Определить уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза:
- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;
- Министерство связи и информации Республики Казахстан;
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Члены Межгосударственного Совета:
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации
Концепция
создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза
(утв. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60)
1. Введение
1.1. Назначение и структура документа
Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - Система).
Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены).
1.2. Общее содержание документа
Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы.
1.3. Правовые основы Концепции
Концепция разработана на основе Решения Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года N 61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли".
2. Цели и задачи построения Системы
2.1. Цель создания Системы
Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
2.2. Задачи Системы
Указанная цель достигается решением следующих задач:
- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;
- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
- организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;
- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.
3. Краткая характеристика текущего состояния информатизации государств-членов в области внешней и взаимной торговли
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами - членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
4. Основные требования к Системе
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные требования к построению Системы:
- Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
- Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
- в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;
- архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
- Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
- Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).
5. Архитектура системы
Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.
Рис 1. Архитектура Системы
Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:
- удаленного web-доступа пользователей к централизованным информационным ресурсам;
- web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:
- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;
- нормативно-правовая информация Таможенного союза;
- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.
В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям:
- таможенный контроль;
- налоговый контроль;
- фито-санитарный контроль;
- ветеринарный контроль;
- санитарно-карантинный контроль;
- транспортный контроль;
- другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
Под термином "общие процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.
Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.
Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.
6. Сроки и этапы создания системы
Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:
Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":
1. разработка положений о структурном подразделении в составе Секретариата Комиссии и нормативных правовых и методических документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза;
2. разработка технико-экономического обоснования и эскизного проекта по созданию ИИСВВТ;
3. создание информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры Комиссии;
4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ;
5. создание подсистемы нормативно-справочной информации и нормативно-технической документации, подсистемы правовых и разрешительных документов;
6. создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
7. разработка и согласование форм документов, сообщений, форматов данных, регламентов, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия;
8. создание интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
9. создание сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза.
Второй этап: "Создание второй очереди ИИСВВТ":
10. разработка проектной и техно-рабочей документации по созданию второй очереди ИИСВВТ;
11. разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта ИИСВВТ;
12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
13. развитие сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза, в том числе с использованием услуг "доверенной третьей стороны". Функции и принципы деятельности "доверенной третьей стороны" должны быть определены Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, указанным в разделе 7.
Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом обосновании Системы.
7. Нормативная база создания Системы
Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:
- Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
- Таможенный кодекс Таможенного союза;
- Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза;
- нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.
8. Обеспечение информационной безопасности
Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.
Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.
Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:
- обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;
- разработка общей модели угроз информационной безопасности;
- определение технических требований и критериев определения критических объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;
- создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;
- обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;
- совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;
- развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;
- развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.
Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.
9. Организационные мероприятия
Разработка и эксплуатация Системы требует наличия соответствующей структуры в Комиссии и регламента её работы, согласованного Сторонами. Все дальнейшие работы должны будут проводиться по заказу этого органа. Права и обязанности этой структуры должны быть определены Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, указанным в разделе 7.
10. Предложения по объемам и источникам финансирования
Объём и источники финансирования создания Системы определяются в соответствии с международным договором о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
11. Ожидаемый эффект
Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результаты:
- восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза;
- сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;
- ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории;
- улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.
Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.
Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:
- устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами;
- оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли;
- повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли;
- сокращение времени на выполнение контрольных операций;
- повышение уровня информационной безопасности;
- прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере;
- единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов;
- функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли;
- повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза.
Основной ожидаемый эффект от создания Системы:
- единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории Таможенного союза;
- обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;
- своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;
- централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;
- обеспечение Комиссии и руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ТС).
Цель - обеспечивать эффективное регулирование торговли на территории ТС, осуществлять госконтроль с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Задачи - создать единую систему нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли, обеспечить возможность реализовать механизм электронного декларирования, предоставить доступ к нормативным правовым актам государств-членов ТС и др.
Определены основные требования к построению системы. Так, она должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле. Не допускается подмена национальных систем государств-членов. Необходимо обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842.
Система должна состоять из центрального узла Комиссии ТС и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене. Взаимодействие между ними обеспечивается за счет интеграционных сегментов. Это совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого узла.
Создание системы восстановит нарушенные экономические связи на таможенной территории ТС, сократит барьеры во взаимной торговле, ускорит товарооборот между государствами-членами и транзит, улучшит показатели торговли и др.
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. N 60 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации"
Текст решения опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза (http://www.tsouz.ru) 22 ноября 2010 г.