Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 10 декабря 2010 г. N 03-01-15/9-255
Вопрос: При существующих законах оплата пластиковой картой обычно приравнивается к наличной оплате, что является неправильным: организация, принимающая оплату пластиковой картой, должна в обязательном порядке помимо "слипа" (чека, выдаваемого pos-терминалом для банковских карт) выдавать кассовый чек ККМ, пробиваемый в отдельную секцию, а по окончании рабочего дня вычитать суммы, оплаченные по банковским картам, из суммы в отчете кассового аппарата и отражать это в кассовой книге.
Считаю, что необходимо законодательно определить оплату банковской картой как полностью безналичную оплату, сделать её возможной без обязательного использования ККМ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение от 09.11.2010 по вопросу применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов с использованием платежных карт, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими, в частности, расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов с использованием платежных карт отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Это правило общее, и должно применяться во всех случаях, за исключением тех, которые указаны в пунктах 2, 2.1 и 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случаях: оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности; при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации; в силу специфики осуществляемой деятельности либо особенностей местонахождения.
Если организация и индивидуальный предприниматель не соответствуют вышеуказанным положениям, то они обязаны применять контрольно-кассовую технику, что предусмотрено Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, кассовый чек является первичным учетным документом, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающим факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом), в частности, расчета с использованием платежных карт, содержащим сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.
Покупателю, расплатившемуся платежной картой, должен быть в общем порядке выдан кассовый чек, а также слип, который содержит обязательные реквизиты, а также подпись держателя платежной карты и подпись кассира. Данное требование установлено главой 3 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 24.12.2004 N 266-П.
Также согласно положениям Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна "иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени", "эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом", а организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны "выдавать кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом".
Предложение об исключении обязательности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием платежных карт может быть рассмотрено при подготовке изменений в Федеральный закон N 54-ФЗ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации и индивидуальные предприниматели при расчетах с населением с использованием платежных карт должны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки.
От этой обязанности освобождены плательщики ЕНВД при условии, что по требованию клиента выдается документ о приеме денег (товарный чек, квитанция и т. п.). Также ККТ может не применяться при осуществлении определенных видов деятельности (разносная мелкорозничная торговля, продажа проездных и лотерейных билетов и др.) в силу их специфики либо особенностей местонахождения налогоплательщика. Кроме того, разрешено не использовать ККТ при оказании услуг в случае выдачи бланков строгой отчетности.
Кассовый чек является первичным учетным документом. Он подтверждает факт осуществления расчетов и содержит сведения о них. Покупателю, расплатившемуся платежной картой, помимо него выдается слип, содержащий обязательные реквизиты, подписи держателя карты и кассира.
ККТ в составе платежного терминала (банкомата) должна иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени. Ее следует эксплуатировать в фискальном режиме. В иных режимах возможность печати кассового чека должна быть исключена.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 декабря 2010 г. N 03-01-15/9-255
Текст письма официально опубликован не был