Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Комиссаровой Л.К.,
судей Димитриевой Л.В., Александровой А.В.
при секретаре Емельяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу истца Никитиной М.Н. и её представителя Аркадьева В.И., поступившую на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 октября 2013 года по гражданскому делу по иску Никитиной М.Н. к Министерству финансов Чувашской Республики о взыскании недополученных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством),
УСТАНОВИЛА:
Никитина М.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Чувашской Республики о взыскании денежных средств на её содержание как ребенка, находящегося под опекой (попечительством) за период с 1 января 1995 года по 31 декабря 2005 года в размере ... руб., мотивируя его тем, что постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от ... над ней была установлена опека. Опекуном была назначена бабушка Григорян А.В., которой в указанный период выплачивались денежные средства на содержание подопечной, размеры которых установлены в постановлениях главы администрации города Чебоксары, и размер которых по её мнению существенно ниже сумм, предусмотренных федеральным законодательством для выплаты опекунских пособий. Тем самым полагает, что имели место недоплата денежных средств имевших целевое назначение и предназначенных для реализации прав подопечного, в связи с чем, в силу части 1 статьи 148 Семейного кодекса РФ, указанное субъективное право по достижении ею 31 мая 2009 года совершеннолетия перешло к ней. Считает, что в силу прямого указания статьи 5 Федерального закона РФ N 159 - ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) во взаимосвязи со статьей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов Чувашской Республики является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
В протокольной форме в судебном заседании 5 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республики и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. К указанным ответчикам истица требований не заявила, настаивала на ранее заявленных требованиях к Министерству финансов Чувашской Республики, в связи с этим судом дело было разрешено по тому иску, который предъявлен в отношении того ответчика, который указан истцом.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2012 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июня 2012 года отказано в удовлетворении иска Никитиной М.Н. к Министерству финансов Чувашской Республики.
Указанные судебные постановления отменены определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2013 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На судебное заседание районного суда истица Никитина М.Н. обеспечила явку своего представителя Аркадьева В.И., который иск поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, повторно приведя их суду.
Представитель ответчика Министерства финансов Чувашской Республики Еремеева Р.Н. заявленные истцом требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Алипова Л.Н., полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Ответчики Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, а также привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц администрация г.Чебоксары, администрация Московского района г.Чебоксары, Управление образования администрации г.Чебоксары, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, отдел социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки", Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отдел охраны детства администрации Московского района г.Чебоксары явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили; третье лицо Григорян А.В. на судебном заседании не присутствовала, представителя не направила.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 октября 2013 года в удовлетворении искового заявления Никитиной М.Н. к Министерству финансов Чувашской Республики о взыскании за счет средств бюджета Чувашской Республики недополученных денежные средства на её содержание как ребенка, находящегося под опекой (попечительством) за период с 1 января 1995 года по 31 декабря 2005 года в размере ... руб., отказано.
Об отмене указанного решения по мотивам незаконности и необоснованности и принятии нового решения об удовлетворении иска поставлено требование в апелляционной жалобе Никитиной М.Н. и её представителя Аркадьева В.И. Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным распределением бремени доказывания. Податели жалобы указывают на то, что в отношении Никитиной М.Н. администрацией района постановления о прекращении выплаты опекунского пособия не принимались, и по этим основаниям считают безосновательным вывод суда о прекращении как данных выплат, так и опекунства Григорян А. В. в связи с освобождением отца подопечной из мест лишения свободы. Поскольку опекун Григорян А.В. утверждала, что пособие на внучек было назначено и выплачивалось ей, полагают, что у суда не имелось оснований ставить под сомнения данный факт и возлагать на истца обязанность по представлению доказательств получения опекунского пособия. Считают, что бремя доказывания в данном случае несет ответчик.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истицы Аркадьева В.И., поддержавшего жалобу, представителей ответчиков Министерства финансов Чувашской Республики Еремеевой Р.Н., Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Ивановой О.П., представителя третьего лица КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии Алипову Л.Н., возражавших в удовлетворении жалобы, посчитав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от ... на основании заявления Григорян А.В., она была назначена опекуном своих несовершеннолетних внучек ФИО1 года рождении, Никитиной М.Н., ... года рождения, поскольку мать девочек умерла, а отец находиться в заключении.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со статьей 5 данного Закона в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях, были определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления Правительства РФ, нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников детских домов и школ-интернатов, были распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан и детские дома семейного типа.
Согласно Положению о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному Приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 N 50, местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
В целях совершенствования порядка выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для указанных выше детей Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 N 199 в соответствии с требованиями приведенных выше Закона и Постановления Правительства РФ было утверждено соответствующее Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством, согласно пункту 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
В письме N 328/15-ф от 19.04.1993 г. "О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством", Министерство образования РФ разъяснило, что при определении денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, местные органы управления образованием должны исходить из натуральных норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и фактических цен данного региона.
Исходя их характера конкретного дела, поскольку основанием заявленного Никитиной М.Н. иска являются фактические обстоятельства получения на неё опекунского пособия в период с 1 января 1995 года по 31 декабря 2005 года, суд правильно обозначил, что предметом доказывания по нему являются следующие юридически значимые обстоятельства: факт назначения опекунского пособия; размер фактически полученных опекуном денежных средств за спорный период; сумма установленной федеральным законодательством за тот же период выплаты опекунского пособия; разница между положенной и фактически выплаченной суммой.
Разрешая спор, суд исходил из недоказанности назначения получения до 31 декабря 2005 года опекуном Григорян А.В. денежных средств на подопечную Никитину М.Н., в связи с этим отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается по следующим основаниям.
Пунктом 5 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 16 февраля 1993 года N 50, действовавшего до 19 августа 1999 года, предусмотрено, что вопрос о назначении денежных средств на содержание подопечного рассматривается, как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Далее пунктом 6 названного Положения разъяснено, что в случае возникновения оснований для назначения денежных средств на подопечного (указанных в пункте 2 Положения) опекун (попечитель) обращается в орган управления образованием, на учете которого состоит подопечный, о назначении и выплате этих средств с документами, подтверждающими эти основания.
Указанный порядок назначения и выплаты денежных средств опекуну сохранен в Положении о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199, действовавшего до 25 марта 2008 года и установлена обязанность опекуна в случае возникновения основания для назначения обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства, который в 15 -дневный срок устанавливает обоснованность просьбы и принимает решение о назначении денежных средств, копия которого выдается опекуну (пункт 6).
Согласно первому из названных Положений выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, осуществляется на основании постановления или распоряжения местной администрации, согласно второму - на основании постановления (распоряжения органа опеки и попечительства.
Между тем, суду первой инстанции не было представлено соответствующее постановление (распоряжение) органа, правомочного назначить выплату денежных средств на находящуюся под опекой Никитину М.Н., а также доказательства получения опекунского пособия Григорян А.В. в период с 1 января 1995 года по 31 декабря 2005 года, его размера. Оценивая доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд обосновано исходил из того, что указанные обстоятельства не могут быть установлены на основании одних только объяснений опекуна, а доказательств отвечающих требованиям относимости и допустимости представлено не было.
Суду было представлено личное дело получателя пособия Григорян А.В., из которого следовало, что впервые с заявлением о выплате денежных средств на содержание подопечных ФИО1 и Никитиной М.Н., она обратилась 20 декабря 2005 года, в связи с этим сделал обоснованный вывод, что ранее указанной даты Григорян А.В. с таким заявлением не обращалась, следовательно, денежные средства ей не выплачивались и правовых оснований для удовлетворения требований Никитиной М.Н. не имеется.
Проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия считает, что оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Никитиной М.Н., её представителя Аркадьева В.И. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 11 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.