Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Чипчиковой Ф.К., с участием представителей Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике Макоевой М.А., действующей по доверенности "данные изъяты" и Журтова М.Х., действующего по доверенности "данные изъяты" рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполняющего обязанности начальника Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике Бахова А.Х. на решение судьи Нальчикского городского суда от 28 октября 2013 года по административному делу, возбужденному по признакам части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кабардино - Балкарской общественной организации по оказанию содействия возвращению соотечественников "ПЭРЫТ",
УСТАНОВИЛ:
02 мая 2012 года Кабардино - Балкарская общественная организация по оказанию содействия возвращению соотечественников "ПЭРЫТ" (далее КБОО "ПЭРЫТ") обратилась в Отдел виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию гражданке Сирии Х.М.Ж.Х. "данные изъяты", с выдачей многократной визы, указав цель ее поездки "деловая" (л.д.17-18).
09 июля 2012 года Х.М.Ж.Х. была выдана многократная виза N "данные изъяты"" од сроком действия до 08 марта 2013 года с указанием цели поездки "деловая" (л.д. 20).
11 марта 2013 года Х.М.Ж.Х. обратилась с ходатайством в Отдел виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике о предоставлении статуса беженца на территории РФ, ссылаясь на то, что имеет многократную деловую визу "данные изъяты" выданную 09 июля 2012 года консульством РФ, срок действия которой истек 08 марта 2013 года.
30 апреля 2013 года решением Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике (УФМС России по КБР) заявительнице было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, как не отвечающей критериям, определяющим понятие "беженец" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
04 июня 2013 года Х.М.Ж.Х. обратилась в УФМС России по КБР с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по КБР 07 июня 2013 года Х.М.Ж.Х. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, по гуманным основаниям, в соответствии с подпунктом 2, пункта 2, статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
26 августа 2013 года инспектором Отдела виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике Гетиевым И.Х. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N в отношении Кабардино - Балкарской общественной организации по оказанию содействия возвращению соотечественников "ПЭРЫТ", из которого следует, что 26 августа 2013 года в 09 часов в "данные изъяты" при проверке соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации было установлено, что КБОО "ПЭРЫТ" в лице председателя правления С.А.М.С., являясь принимающей стороной гражданки Сирии Х.М.Ж.Х., допустило нарушение указанного законодательства, предоставив Миграционной службе заведомо ложные сведения о цели визита Х.М.Ж.Х. в Российскую Федерацию, заявив о деловой поездке, вместо фактической цели - получения убежища либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации (л.д.6).
На основании указанного протокола "данные изъяты" постановлением начальника Отдела виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике N "данные изъяты" от 26 августа 2013 года КБОО "ПЭРЫТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" (л.д.5).
По жалобе КБОО "ПЭРЫТ" решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 28 октября 2013 года данное постановление отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении КБОО "ПЭРЫТ" на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд 13 декабря 2013 года исполняющий обязанности начальника Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике Бахов А.Х. просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 28 октября 2013 года, оставив постановление начальника Отдела виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике N 1916 от 26 августа 2013 года без изменения, мотивируя незаконностью обжалуемого судебного постановления.
В жалобе указано, что вина КБОО "ПЭРЫТ" в совершении инкриминированного ему правонарушения, выразившегося в заведомо неправильном указании цели прибытия в Российскую Федерации, приглашаемых по инициативе общества иностранных граждан, в том числе и Х.М.Ж.Х., подтверждается установленными по делу обстоятельствами, а именно тем, что все эти иностранные граждане, в том числе и Х.М.Ж.Х. прибыв на территорию Российской Федерации, обратились в УФМС РФ по КБР с заявлениями о предоставлении статуса беженца, а когда в этом было отказано с заявлениями о предоставлении временного убежища.
По мнению заявителя, административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся правонарушением и срок привлечения к ответственности за совершение этого правонарушения должен исчисляться со дня обнаружения правонарушения.
КБОО "ПЭРЫТ" и его представители, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представители УФМС России по КБР Макоева М.А. и Журтов М.Х. поддержали жалобы по доводам, изложенным в ней и просили отменить обжалуемое судебное постановление.
Изучив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, выслушав представителей УФМС России по КБР Макоеву М.А. и Журтова М.Х. не нахожу оснований для ее удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
11 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым изменено наименование статьи 18.9 - "нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", а также абзац 1 части 1 указанной статьи кроме того, она дополнена частями 5 и 6, примечание к ней изложено в новой редакции.
Так, в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в редакции указанного Федерального закона приглашающая сторона это федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 6, предусматривающей ответственность за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что КБОО "ПЭРЫТ" выступила приглашающей стороной для гражданки Сирии Х.М.Ж.Х. и 02 мая 2012 года обратилась в Отдел виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике с ходатайством о выдаче ей многократной визы на въезд в Российскую Федерацию, указав цель ее поездки "деловая". Суд считает, что несоответствие действительности указанной в ходатайстве цели поездки гражданки иностранного государства в Российскую Федерацию подтверждается последующими обращениям Х.М.Ж.Х. в компетентные миграционные органы Российской Федерации с заявлениями о предоставлении статуса беженки, а затем о предоставлении временного убежища.
Вместе с тем КБОО "ПЭРЫТ" не может быть привлечено к административной ответственности за предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации Х.М.Ж.Х. при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию в силу принципа действия законодательства об административных правонарушениях во времени.
Статья 54 Конституции Российской Федерации в качестве конституционных принципов применения законов, устанавливающих ответственность за правонарушение, закрепляет общее правило, согласно которому ответственность за правонарушение определяется законом, действующим во время его совершения, и исключение из этого правила только- в отношении закона, устраняющего или смягчающего ответственность.
В силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что КБОО "ПЭРЫТ", в качестве приглашающей стороны, предоставило не соответствующие действительности сведения о цели пребывания в Российской Федерации ФИО3 ФИО4 в ходатайстве о выдаче визы, поданном в Отдел виз и регистрации иностранных граждан Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике
02 мая 2012 года, до установления административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, образуя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9, является длящимся правонарушениям, не состоятелен и не имеет правового значения для квалификации действия КБОО "ПЭРЫТ", поскольку все составы административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, и имеющие длящийся характер, предполагают административную ответственность только с момента введения этих составов в Кодекс.
Кроме того, однократное действие приглашающей стороны по указанию в ходатайстве о выдаче визы цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина не может, по сути, быть длящимся правонарушением.
Согласно пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Часть 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступила в законную силу с момента ее публикации с 11 января 2013 года. На момент оформления ходатайства о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию 02 мая 2012 года административным законодательством Российской Федерации не была установлена ответственность приглашающей стороны за предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
При указанных обстоятельствах обжалуемое решение судьи Нальчикского городского суда соответствует обстоятельствам дела и положениям части 2 статьи 1.7, пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации, в силу которых лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, а производство по делу, возбужденному в связи с совершением действий, не образующих состав административного правонарушения подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2013 года оставить без изменения, а жалобу исполняющего обязанности начальника Управления федеральной миграционной службы России по Кабардино - Балкарской Республике Бахова А.Х. - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.