Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой И.В.
Турумтаевой Г.Я.
при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Салиховой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающим санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес РБ, площадью не менее 14 кв.м. за счет средств и субвенций специально предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Учалинский межрайонный прокурор РБ в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на ...
В обоснование иска указано, что ФИО1 относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. До настоящего времени жилое помещение ФИО1 в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предоставлено, в связи, с чем прокурор вынужден обратиться в суд за зашитой прав ФИО1
Учалинский межрайонный прокурор РБ просил суд обязать администрацию MP адрес РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - заместитель министра Министерства финансов РБ ФИО3 просит отменить решение суда, считая его незаконным, вынесенным с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. До 01 января 2013 года ФИО1 свое право на обеспечение жилым помещениям не реализовала, в связи, с чем на нее в полной мере распространяются положения статьи 8 Федерального закона N 15-ФЗ, однако, в нарушение норм указанного федерального законодательства судом вынесено решение об обязании Администрации МР адрес предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, апеллянт считает, что при вынесении решения суд первой инстанции самостоятельно вышел за пределы заявленных исковых требований, что является нарушением ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу ч.2 ст.57 ЖК РФ в редакции до 29 февраля 2012 года, ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Как следует из материалов дела, ФИО1, дата года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители - ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав, что подтверждается решением ... районного суда РБ от дата.
На основании постановления администрации муниципального района адрес РБ N ... от дата ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
дата ФИО1 окончила ГБО УСПО " ... " адрес.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени ФИО1 не обеспечена жильем.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что правоотношения между истцом и ответчиком - Администрацией МР адрес РБ по предоставлению ФИО1 жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, так как на учете в адрес, в качестве нуждающейся в жилом помещении она состоит с дата следовательно, жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено по договору социального найма, в связи, с чем обоснованно обязал Администрацию МР адрес РБ предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что правовых оснований для удовлетворения судом исковых требований "за счет средств и субвенций, специально предоставляемых из бюджета РБ" не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке, судебной коллегией отклоняются, так как обеспечение данных категорий лиц жильем не может быть поставлено в зависимость от указанных ответчиком обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета РБ и осуществление расходов бюджета РБ, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса и положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы, следовательно, решение суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения " за счет средств и субвенций специально предоставленных из бюджета РБ" не основано на нормах права и не подлежит удовлетворению в указанной части, не могут являться основанием к отмене решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-З (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом правильно установлено, что ФИО1 имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией муниципального района адрес РБ за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района адрес РБ, однако, расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.
Ссылки заявителя на то, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, судебная коллегия находит необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра Министерства финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. без удовлетворения.
Председательствующий п/п З.А.Науширбанова
Судьи п/п И.В.Голубева
п/п Г.Я.Турумтаева
Справка: судья ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.