Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Голубевой И.В., Турумтаевой Г.Я.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
при секретаре Салиховой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
обязать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить Шагиевой Г.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающим санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, площадью не менее 14 кв.м. за счет средств и субвенций специально предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Учалинский межрайонный прокурор РБ, действующий в интересах Шагиевой Г.М., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, мотивируя требования тем, что Шагиева Г.М. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Шагиевой Г.М. в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от дата года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предоставлено. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию MP Учалинский район РБ предоставить Шагиевой Г.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено судом с нарушением норм Федерального закона от дата N15-ФЗ "О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку Шагиевой Г.М. право на обеспечение благоустроенного жилого помещения по состоянию на дата не реализовано, на нее в полной мере распространяются положения статьи 8 Федерального закона N15-ФЗ. Также судом не учтено, что действующее законодательство не содержит норм, позволяющих судебным решением урегулировать межбюджетные отношения, в связи с чем, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации решение суда не может быть исполнено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую, что решение подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежали применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 376-О-П и от 07 июня 2011 года N 746-О-О.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названных определениях, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что мать Шагиевой Г.М. - Шагиева Г.Р. умерла дата., что подтверждается свидетельством о смерти от дата., сведений об отце в справке рождении N ... Шагиевой Г.М. не имеется (л.д.6,16).
Согласно справки N ... от дата Шагиева Г.М. на территории адрес и адрес Республики Башкортостан закрепленного жилья не имеет (л.д.10).
Постановлением главы администрации МР адрес N ... УД от дата Шагиева Г.М. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.12).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан от датаг. N ... информация о правах Шагиевой Г.М. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствует (л.д.14-16).
В силу ст. 109.1 ЖК РФ, действующей с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2013 года отражено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Исходя из положений вышеназванных норм, суд объективно установил, что, поскольку на момент признания малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилых помещениях Шагиева Г.М. относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и до дата не реализовала право на получение по договору социального найма жилого помещения, она продолжает его сохранять до фактического обеспечения жилым помещением.
Разрешая спор и возлагая на администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан обязанность по представлению Шагиевой Г.М. жилого помещения по договору социального найма, суд верно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ, Закона РБ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону Республики Башкортостан N 451-з, согласно которым обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления РБ, которые осуществляют переданные им полномочия за счет финансовых средств предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством РБ о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как правильно указал суд, обязанность обеспечения Шагиевой Г.М. жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в связи с наделением ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно Закону РБ N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", с дата государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что правовых оснований для удовлетворения судом исковых требований "за счет средств и субвенций, специально предоставляемых из бюджета РБ" не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке, судебной коллегией отклоняются, так как обеспечение данных категорий лиц жильем не может быть поставлено в зависимость от указанных ответчиком обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета РБ и осуществление расходов бюджета РБ, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса и положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы, следовательно, решение суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения "за счет средств и субвенций специально предоставленных из бюджета РБ" не основано на нормах права и не подлежит удовлетворению в указанной части, не могут являться основанием к отмене решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-З (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом правильно установлено, что Шагиева Г.М. имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией муниципального района Учалинский район РБ за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района Учалинский район РБ, однако, расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.
Ссылки заявителя на то, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, судебная коллегия находит необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
Судьи: И.В. Голубева
Г.Я. Турумтаева
Справка: судья Псянчин А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.